8 августа – Международный день альпиниста. Аглая Филиппова с 2022 года работает инструктором по туризму, водит экспедиции по Горному Алтаю и другим изумительным местам. Правда, альпинисткой себя Аглая не считает. «Альпинизм – серьёзная штука, – улыбается она. – Мы же хотим любоваться видами, а не бежать, сломя голову, вверх и вниз».
Отец Аглаи, Борис Филиппов – учёный, сотрудник ИЗМИРАНа. Она окончила колледж народных ремёсел, потом увлеклась керамикой, которая стала профессией –
сейчас Филиппова преподаёт в «Байтике».
…Как-то в детстве друзья поставили палатку за гаражами. «Я забралась туда, лежу и думаю: «О, круто, мой первый поход!» – вспоминает она. Лет в 19-20 уже сама стала организовывать походы, пешие и байдарочные… А друг семьи, сотрудник ИЗМИРАНа и альпинист со стажем Юлий Платов подарил ледоруб, который занял своё почётное место у неё дома. В 2020 году, путешествуя по Камчатке, Аглая задумалась: а не заняться ли туризмом профессионально? Прошла курсы инструкторов, получила «корочки», и в 2022 году «Клуб приключений» отправил её помощником инструктора на Алтай. «Сразу было резкое погружение в профессию, – вспоминает она. – Всё пошло не так! Главный инструктор сломал ногу, и я вела группу целиком и полностью. Однажды потерялись с конюхом, который вёз наши палатки и еду. У меня на руках группа
17 человек, темнеет, что делать? Достаём из карманов заначки, делим на всех… К счастью, мы встретились, но это было приключение!»
В песнях Высоцкого про горы – всё правда. «После каждого похода возвращаешься немного другим человеком, – считает Филиппова. – Я приношу новые знания, умения, расширяю границы возможностей. Конечно, в обычной жизни они опять сужаются, но это как резиночка, которая, растягиваясь, становится всё более эластичной. Это очень крутое ощущение, когда ты думал: «О боже, всё, конец, я сейчас умру!», а оказалось – нет, ты можешь гораздо больше!»
В июне Аглая Филиппова была за Полярным кругом, на плато Путорана, а сейчас она в Барнауле, столице Алтая. Только что завершился поход по плато Укок, впереди долина реки Актуру и Шавлинские озёра. «Алтай – очень разнообразный, в нём разные климатические зоны – альпийские луга, степи, горы, ледники, снежные вершины, холмы… За две недели мы как будто на другую планету слетали и вернулись назад! – рассказывает она. – Для меня весь Алтай – место силы, я здесь себя чувствую, как дома». Например, долина реки Актуру. «Безумно красивые места, они заставляют замолчать внутренний диалог, и ты просто стоишь без слов и мыслей в голове, оглушённый красотой».
А ещё она нашла здесь родственную душу. «Это мой конь, зовут его Рыжик, и я уже знаю его характер, – рассказывает Аглая. – У коней, как и у людей, они разные. Есть спокойные кони, которые не любят быстро ходить. Есть своенравные, которые, например, не могут идти в конце, а только в начале. Другие, наоборот, любят отставать, не хотят в сутолоке со всеми топтаться. Некоторые не выносят, когда их трогают, они лягаются сразу, а есть кони-обнимушки, их можно гладить. А конь Рыжик – мой духовный двойник, он такой же, как я. Он всё время находит себе какой-то альтернативный путь, не идёт со всеми. Он не хочет напрягаться лишний раз, но при этом любит идти впереди, но не с группой, а где-нибудь сам по себе. Очень умный, очень сообразительный. Прямо мой друг!»
Лето пройдёт, и Аглая вернётся в гончарную мастерскую. «Долго привыкаю к нормальной жизни, – признаётся она. – Нужно время, чтобы «доехать» целиком. Но и когда уезжаю, какой-то частью остаюсь дома и скучаю по семье, детям, Троицку. Просто мне хочется прожить две жизни одновременно, поэтому немножко между ними мечусь. Но это же классно – прожить две жизни,
а не одну!»
Владимир МИЛОВИДОВ,
фото из архива