Строительство АЭС в Казахстане на референдуме поддержали 71,12% жителей, следует из предварительных данных ЦИК республики. Явка составила 63,66%. Референдум признан состоявшимся, его окончательные итоги опубликует комиссия.
О том, что большинство казахстанцев отдали свои голоса за строительство в стране атомной электростанции, свидетельствуют и данные экзитполов. Их результаты объявили в эфире республиканских телеканалов.
Данные опроса института комплексных социальных исследований «Социс-А» говорят, что за строительство АЭС проголосовали 69,8% казахстанцев, против – 30,2%. По данным экзитпола Института общественной политики партии, «за» проголосовали 72,3% казахстанцев, «против» – 27,7%. По данным опроса Института Евразийской интеграции, 71,8% проголосовали за строительство АЭС в Казахстане, против – 28,2%.
На проведение референдума было выделено 15,5 миллиарда тенге (более $32 млн).
Научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии Темур Умаров в разговоре с The Insider подчеркивает, что доверять результатам референдума не следует.
В Казахстане, как и в других тоталитарных режимах, нельзя доверять голосованиям. Но можно смотреть на них как на показатель осторожности авторитарных политических режимов. Сегодня выяснилось, что предварительные данные составляют более 70%, что не очень высоко для таких режимов. Тем не менее, режим немного стесняется и не демонстрирует совсем высокие цифры вроде 90%, чего им хотелось бы, но нельзя из-за высокого протестного потенциала общества.
Чисто технически голосованию нельзя доверять в связи с данными независимых исследователей, которые говорили, что в день выборов у них были проблемы с доступом в участки, а где-то в офисах и выключали интернет, т.е. всячески препятствовали доступу избирателей на выборах. Кроме того, были зарегистрированы факты фальсификаций. Референдум был проведен для того, чтобы дать обществу иллюзию того, что они сделали выбор, а государство просто исполняет их выбор. И это очень показательно, что именно по строительству АЭС был проведен референдум, потому что предыдущие референдумы были по политическим вопросам вроде переписывания конституции или президентских сроков. Этот вопрос, с одной стороны, не совсем связан с политикой, но все равно чувствительный для общества.
Среди доводов противников проекта были политические. Они полагают, что строить станцию будет российский «Росатом», что поставит Казахстан в еще большую зависимость от РФ и может сделать страну мишенью в случае военного конфликта. Умаров считает, что Москва так или иначе будет принимать участие в работе с проектом АЭС.
Ранее стало известно в качестве поставщиков ядерных технологий Казахстан рассматривал четыре компании: китайскую CNNC, южнокорейскую KHNP, «Росатом» и французскую EDF, однако вопрос о поставщике не выносится на референдум.
Кто будет строить АЭС? Пока неизвестно. Токаев говорил, что хочет, чтобы этим занимался международный консорциум, что позволит Казахстану выбирать строителей и подрядчиков. Скорее всего, Россия так или иначе примет участие в строительстве АЭС, потому что российская атомная энергетика одна из лидирующих в мире и есть некоторые технологии, которые «Росатом» делает лучше, чем другие подобные компании в мире. Кроме того, «Росатом» давно уже присутствует на рынке Казахстана и имеет связи. Я думаю, что участие России скорее всего будет.
Каковы были шансы того, что референдум закончится отказом от строительства АЭС? Минимальные. Если выйти за пределы Алматы, то общество в целом не так оппозиционно настроено на действия своих властей и несильно вникает в подобного рода политические события и более подтвержено вере в то, что строительство АЭС лишит проблемы граждан с доступом к электроэнергии.
Бюллетени, по данным ЦИК страны, получили 7,8 миллиона человек. Самая высокая явка зафиксирована в Кызылординской области – 82,45%. Самая низкая – в Алматы. В самом крупном городе страны проголосовало 25,39 тыс. человек из включенных в списки. Референдум уже признали состоявшимся. Для этого были необходимы голоса как минимум 50% избирателей.
По мнению Умарова, результаты голосования в Алматы характеризуют общую ситуацию в стране и его оторванности от регионов.
Низкая явка в Алматы — это нормально, там всегда низкая явка, связанная с высокой протестной активностью. Это оппозиционный либерально-настроенный город молодежи и старой интеллигенции. Там много больше НКО, наблюдающих за выборами, и власти там опасались совсем активных кампаний по фальсификации результатов, поэтому там высокий процент тех, кто проголосует против.
Между тем глава миссии наблюдателей от СНГ, первый заместитель генерального секретаря СНГ Леонид Анфимов в интервью российским государственным агентствам рассказал, что по его мнению референдум прошел в соответствии с законом. «За все время, что мы общались с национальными наблюдателями во время голосования ни от кого я не услышал каких-либо нареканий. Так же, как и мои коллеги, все сходились во мнении, что референдум проходил с соблюдением норм действующего законодательства», - сказал Анфимов.
Он добавил, что наблюдатели работали в девяти регионах Казахстана - Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Мангистауской, Туркестанской областях, а также в городах Астана, Алма-Ата, Шымкент, посетив в общей сложности 618 избирательных участков.