У Кунаева не было страсти к автомобилям, поэтому они воспринимались им как инструмент для выполнения поставленных целей. Тем не менее в разные годы по долгу службы Кунаев пользовался очень редкими экземплярами авто, узнать о которых, по нашему мнению, будет интересно.
Tengri Auto совместно с Республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto запускает цикл материалов про автомобили известных личностей.
Должность, в которой Динмухамед Кунаев встретил начало пятого десятилетия, возлагала на него огромное количество обязательств. Заместителю председателя совета министров – в наше время эта должность равносильна должности первого заместителя премьер-министра – предстояло объехать всю республику, побывать не только на действующих предприятиях, но и в местах, где только намечалось строительство важнейших объектов. Новый сорокалетний руководитель ответственно подходил к своей работе: он не стремился решать вопросы из кабинета, а предпочитал вникать в суть проблем, находясь на местах, и там же принимать решения. Выезжал в служебные командировки Кунаев без промедления при каждой необходимости. Выезжал, как правило, на автомобиле. И, как правило, этим автомобилем был ЗИМ.
Министерское авто. ГАЗ-М12 - он же ЗИМ
Коллаж ©TengriAuto/QazAuto
Это первый в мире серийный автомобиль представительского класса, построенный с несущим кузовом (все остальные производители до его появления ставили схожие кузова только на раму). Производился ЗИМ для определенных целей – обслуживать особых людей. Причем к этим людям относились не только крупные чиновники и представители высшего генеральского состава, но также заслуженные деятели искусства и ведущие ученые страны. Поэтому на следующей должности – Президента академии наук – Кунаеву тоже по статусу полагался ЗИМ. Кстати, тот лимузин серого цвета перешел к нему от его предшественника на этой должности Каныша Сатпаева. А уже следующий, черный ЗИМ, ждал его в Совете министров, куда Кунаев вернулся в 1955 году в должности председателя (премьер-министр по современным меркам).
Алматинская область, вторая половина 50-х. Кунаев сидит на водительском месте служебного ЗИМ. Рядом супруга Динмухамеда Ахмедовича.
Большой комфортный автомобиль, наделенный современным для 50-х годов дизайном и достаточно диковинной полуавтоматической трансмиссией, исправно служил Кунаеву на протяжении всего пятого десятилетия, независимо от того, какую должность занимал Динмухамед Ахмедович и какой сложности перед ним ставились задачи.
ЗИМ не обладал большой мощностью, но все же он без труда преодолевал крутые подъемы Алматинской области.
ГАЗ-12– это первый и последний советский лимузин, который поступал в свободную продажу. Правда, стать обладателем столь роскошного автомобиля удавалось единицам – сорок тысяч рублей считались неподъемной суммой денег для большинства граждан. К примеру, за эти деньги можно было купить два автомобиля "Победа" плюс один автомобиль "Москвич". Статус ЗИМ в послевоенные годы можно смело сравнивать со статусом современного Mercedes-Maybach. Чтобы иметь такое авто в частной собственности нужно было быть как минимум лауреатом государственной премии. Или дважды лауреатом, как Мухтар Ауэзов, который был одним из немногих обладателей лимузина ЗИМ.
ЗИС. Броневик и кабриолет
Коллаж ©TengriAuto/QazAuto
Первым служебным автомобилем, Динмухамеда Ахмедовича на посту первого руководителя республики стал доставшийся ему от предшественника бронированный лимузин ЗИС-115. Таких автомобилей было выпущено всего тридцать два, и все они предназначались для верховного руководства Советского Союза в 40-х – 50-х годах. С приходом к власти Хрущева, предпочитавшего появляться на публике в кабриолете, сталинские броневики ушли в прошлое. Некоторые из них были переданы в распоряжение руководства стран соцлагеря, а некоторые ушли к первым секретарям союзных республик. Так, один из этих уникальных автомобилей оказался в Казахской ССР.
Кадры кинохроники.
К великому сожалению, нам не удалось раздобыть ни одной фотографии с этим автомобилем, но была обнаружена цветная запись кинохроники, где в деталях описывается приезд Хрущева в Целиноградскую область (сегодня Акмолинская область) осенью 1961 года. Там он вместе с Кунаевым передвигался на 115-м ЗИС. Можно было бы предположить, что машина пришла вместе с генсеком из Москвы и вернулась с ним обратно (подобное практиковалось), но в таком случае из гаража особого назначения выслали не устаревший ЗИС, а современный ЗИЛ-111, которым Хрущев к тому времени успешно пользовался три года.
1966 год. Кунаев и Брежнев возле "броневика" ЗИС-115.
Отличить по внешним признакам броневик (ЗИС-115) от гражданской версии (ЗИС-110) очень сложно. Но если открыть двери и взглянуть на их толщину, все становится ясно.
Толщина стекол в ЗИС-115 ровно 75 мм.
Доподлинно известно, что бронированным автомобилем Динмухамед Ахмедович пользовался недолго. Такой специфический транспорт требовал особого ухода и запчастей, которых в Казахстане не было. К тому же у лимузина, весом более четырех тонн перегревалась тормозная система во время поездок по горным районам. Это было недопустимо, ведь подобные маршруты зачастую предусматривали крутые спуски. Но даже несмотря на это, автомобиль оставался закрепленным за автохозяйством Совета министров Казахской ССР. Теперь им пользовались лишь в торжественных случаях, что также подтверждает архивная видеозапись 1966 года. Во время пребывания в Казахстане следующего генерального секретаря Брежнева его вместе с Кунаевым возили на том же бронированном 115-м.
Город Целиноград (Астана), начало 60-х. Кунаев с Хрущевым передвигаются по городским улицам в полноприводном кабриолете ЗИС-110П, который был изготовлен в единственном экземпляре. Фото сделано возле магазина "Радуга"
Несмотря на огромное количество красивых историй и слухов, о дальнейшей судьбе этого броневика ничего не известно, а вот судьба другого уникального ЗИС, на котором Кунаев с Хрущевым неоднократно ездили, напротив, известна доподлинно. Речь о полноприводном кабриолете ЗИС-110П, который был создан в единственном экземпляре по личному указанию Хрущева и являлся единственным в мире легковым автомобилем высшего класса с полноприводной трансмиссией. На этом ЗИС Генеральный секретарь СССР и Первый секретарь Казахской ССР совместно объезжали целинные земли Казахстана.
Тот самый ЗИС-110П из Казахстана на обложке журнала Rolling Wheels
После отстранения Хрущева от власти про повальное и необдуманное освоение нетронутых земель забыли, как и об уникальном кабриолете. Он так и остался в Казахстане – в городе Целинограде (сегодня Астана). Спустя три десятилетия его приобрел наш бывший соотечественник – очень известный коллекционер и реставратор. Автомобиль прошел полный цикл реставрационных работ и до сих пор хранится в коллекции этого человека. Кстати, по оценкам экспертов, сегодняшняя цена за этот редчайший полноприводный кабриолет приближается к трем миллионам евро.
Чайка (ГАЗ-13). Лучший автомобиль
Коллаж ©TengriAuto/QazAuto
Автомобиль Горьковского Автозавода с несчастливым, по мнению суеверных, индексом "13", стал для Динмухамеда Ахмедовича незаменимым транспортом на долгие годы.
Начиная с 1960 года "Чайка" прочно обосновалась в гараже Центрального Комитета Казахстана и была тем самым автомобилем, в котором чаще всего видели Кунаева. Безусловно, как писалось ранее, во время визитов вышестоящих руководителей Динмухамед Ахмедович пересаживался в архаичный броневик ЗИС-115, который сильно уступал по красоте и грациозности "Чайке", но по статусу был выше.
Зима 1985 года. Рабочая поездка Кунаева в Усть-Каменогорск (Оскемен).
Если же остановиться подробнее на "Чайке" как автомобиле, то первое, что нужно знать, - она пришла на смену ЗИМ (не путать с ЗИС) и по задумке предназначалась все тем же министрам, академикам, ученым и т. д. Однако на деле получить новую машину в служебное пользование из них удавалось единицам. К тому же "Чайка" не стала поступать в розничную продажу (в отличие от ЗИМ). Основной причиной была стоимость машины. В 1960-м году каждая "Чайка" обходилась заказчику в 200 тысяч рублей. Чтобы понять, насколько огромной была сумма, приведу одно сравнение: за эти деньги можно было приобрести шесть новых "Волг". При этом на одну "Волгу" среднестатистическому гражданину СССР требовалось копить деньги от пяти до десяти лет, ведь программы автокредитования для граждан тогда не существовало. Учитывая это и особо малые объемы производства, "Чайка" распределялась только среди самых ответственных должностных лиц республики.
70-е годы, рабочий визит Кунаева в область. Отчетливо видно, что все места в "Чайке", включая откидные страпонтены, заняты.
Что до первого руководителя республики, "Чайка" ему полагалась без вопросов. Ведь это был не только красивый, статусный и дорогой автомобиль, но и надежный. И это было немаловажно, ведь "Чайке" предстояло возить Динмухамеда Кунаева не только по асфальтированным улицам городов, но и там, где дороги только были в планах.
70-е годы, рабочий визит Кунаева в область.
В Казахстане с размахом строились гигантские горнодобывающие комбинаты и сталелитейные заводы, к которым вели грунтовые дороги, разбитые большегрузной техникой. Это те самые направления, по которым глава республики ездил очень часто.
Рабочий визит Кунаева в область, 70-е годы. Застрявшую на раскисшей дороге "Чайку" главы Республики буксирует ГАЗ-69А
Конечно, "Чайка" не всегда могла пройти такими путями и ее приходилось вытягивать, беря на буксир или попросту толкая - фото с таким действием приведено в статье. И здесь кто-то наверняка подумает, что рациональнее в таких случаях было использовать подходящий автомобиль, скажем, внедорожник ГАЗ-69 или ГАЗ М-72 (полноприводная модификация автомобиля "Победа"). И надо сказать, ими пользовались, но только когда позволяло время. Когда же времени на заседания в кабинете во время очередной поездки не оставалось (а так было довольно часто), приходилось всех ответственных лиц усаживать в один автомобиль с Кунаевым, в котором он по пути следования давал все необходимые указания, ставил цели, проводил совещания. А, как известно, в ГАЗ-69/ГАЗ М-72 больше четырех человек, не считая водителя, не посадишь. Совсем другое дело - "Чайка". В кинохронике и на множестве фотографий тех лет видно, как в ее салоне во время таких поездок помещалось по 6-7 человек.
Та самая "Чайка" для рабочих поездок. Фото сделано на территории государственной дачи Кунаева. Второй слева водитель Кунаева - Корнеев Сергей
Вообще, со слов людей, что "находились неподалеку" от первого секретаря в тот самый период, "Чайка" Динмухамеду Ахмедовичу очень нравилась. Он продолжал ею активно пользоваться, даже когда основным служебным автомобилем стал величественный ЗИЛ. На "Чайке" по-прежнему ездили в районы и области, по хорошим дорогам и там, где они заканчивались.
Разумеется, от такой эксплуатации автомобиль в гараже несколько раз обновлялся – на место старого приходил новый. Так, в начале 80-х для рабочих поездок прибыла "Чайка" второго поколения – ГАЗ-14 – автомобиль абсолютно новый и непохожий на прежнюю "тринадцатую". В одной из первых же командировок машина "закипела". Кунаев молча пересел в другой автомобиль, а после дал распоряжение впредь для его поездок использовать только "старую Чайку". Кто знает, может, для него этот автомобиль был счастливым…
ВОЛГА (ГАЗ-24). Простой и надежный
Коллаж ©TengriAuto/QazAuto
На каком автомобиле Динмухамед Кунаев ездил в служебные командировки, а на каком встречал гостей, мы рассказали. Какие автомобили станут для него основным транспортом в 70-х и 80-х, расскажем в следующей части нашего материала. А эту статью хочется завершить темой, которая связана с личными делами Динмухамеда Ахмедовича.
И здесь стоит сразу сказать, что руководителю республики разрешалось пользоваться правительственными лимузинами во всех ситуациях, включая семейные. Однако у самого Кунаева на этот счет было иное мнение. Когда поездка первого руководителя предполагала личный характер, ни ЗИС, ни Чайку из гаража не выгоняли. Для таких целей в семье Кунаева была обычная "Волга".
Белая "двадцать четверка", вопреки бытующему мнению, была простым серийным автомобилем. В ней никогда не было V8 от "Чайки", коробки-автомат и спецсвязи (как у спецтранспорта КГБ). Не было в ней и кожаных сидений, электростеклоподъемников, кондиционера. Единственные детали, по которым автомобиль немного отличался от остальных, - это отсутствие переднего номера и установленные на переднем бампере рядом друг с другом противотуманные фонари желтого свечения.
Белая "двадцать четверка" никогда не фигурировала на официальных фотографиях или в кинохронике. Редкие кадры с ее участием удалось раздобыть, изучая личный архив семьи Кунаева и семейные архивы людей, которые всегда находились неподалеку от Динмухамеда Ахмедовича.
Кстати, причиной отсутствия переднего номера было то, что Динмухамед Ахмедович входил в состав политбюро – автомобилям таких лиц (их всего было 14 человек) на законном основании выдавался лишь один регистрационный знак. Кстати, у этой "Волги" он был "00-03 АТГ".
Машина поступила Кунаеву в первой половине семидесятых и пробыла в его распоряжении практически до конца.
Каких-то особых историй и воспоминаний с "Волгой" не связано, а исходя из воспоминаний водителя не было к ней и нареканий. Простой и надежный автомобиль, служивший простому человеку с крепкими убеждениями.
"Чайка" (ГАЗ-13), ЗИЛ-111В. Советские кабриолеты
Алма-Ата (Алматы), 1972 год. Кунаев и Брежнев едут в ГАЗ-13Б "Чайка".
С середины 60-х до второй половины 70-х Кунаев пользовался автомобилем "Чайка" (ГАЗ-13). Об этом написано выше, и это можно увидеть на многих фотографиях, сделанных в период его руководящей деятельности. Однако есть несколько снимков, датированных 1962-м и 1966-м годами, на которых Динмухамед Ахмедович вместе с Никитой Хрущевым, а затем с Леонидом Брежневым едут по городу Алма-Ате (Алматы) в открытом шестиместном лимузине ЗИЛ-111В (этот автомобиль из-за общих черт часто путают с менее престижной "Чайкой"). Вероятнее всего, это был тот самый случай, когда машина прибыла вместе с генсеком и вместе с ним вернулась назад (таких автомобилей изготовили только двенадцать, и в республики их не распределяли).
Алма-Ата (Алматы), 1962 год. Д. А. Кунаев (слева) и Н. С. Хрущёв едут в открытом шестиместном автомобиле ЗИЛ-111В, который многие путают с "Чайкой". Машина прибыла в Казахстан вместе с Хрущевым, и после его отъезда спецбортом была отправлена в Москву.
Ходят разговоры о том, что Кунаев в 60-е годы пользовался закрытым вариантом подобного ЗИЛ, но все они пока кажутся беспочвенными. С приходом к власти Хрущева завод имени Лихачева, выпускавший лимузины ЗИЛ (ранее завод носил имя ЗИС), перешел на особо малый выпуск представительских автомобилей – по два десятка в год. Это означало, что самый престижный автомобиль СССР стал доступен лишь генеральному секретарю и членам Политбюро КПСС. Динмухамед Ахмедович стал членом политбюро в 1971 году, а значит, до того пользоваться ЗИЛ он не мог – таков был негласный закон.
Алма-Ата (Алматы), Медео. 1982 год. Алматинцы - герои Эвереста едут в фаэтоне ГАЗ-13Б из гаража Совета Министров Казахской ССР
Благодарим за помощь в подготовке материала директора Музея Д.А.Кунаева Кубашеву Е. И; сотрудника 9-го управления КГБ Корнеева С.М.; заслуженного сотрудника ГАИ СССР Скибу В.В.; водителя Д.А. Кунаева 1969-1976 гг. Кульмаметьева А.; племянницу Д.А. Кунаева - Серикбаеву Ж.Д.; племянника Д.А. Кунаева - Кунаева Э.А.