Немецкие парашютисты едут на броне танка Тигр II во время наступления в Арденнах Общая ситуация
Освободив Францию (
Операция «Кобра»: поражение немецкой армии в Северной Франции;
Как союзники позволили немецкой армии спокойно уйти из Южной Франции), союзные армии медленно продвигались на восток, тесня немецкие войска. Наступление было медленным, осторожным, часто с позиционными боями. Союзники так и не решились проводить решительные стратегические операции с концентрацией войск и техники, мощными прорывами подвижных соединений. Гитлеровцев теснили. Поэтому германская Ставка до конца войны могла держать лучшие и главные силы на Русском фронте.
Германская группа армий «Б» фельдмаршала Моделя (15-я, 1-я парашютная, 5-я танковая и 7-я армии) правым крылом удерживала рубеж по Маасу, левым оборонялась на линии Зигфрида. Группа армий «Г» (1-я и 19-я армии) удерживала подступы к Саару и западные склоны Вогез и держала фронт от Мозеля до Швейцарии.
Немецкие дивизии имели значительную нехватку живой силы и техники. Нехватка личного состава многих из них достигала 30-40%. Несмотря на это, немецкая оборона была довольно устойчивой. Гитлеровцы за счёт класса и опыта могли успешно сдерживать более многочисленные и насыщенные техникой соединения противника.
Американцы из 3-й танковой дивизии с танками «Шерман» пересекают линию Зигфрида. Сентябрь 1944
Союзники в ноябре — начале декабря 1944 г. развивали наступление, но двигались очень низкими темпами. Так, 3-я американская армия продвинулась на 70 км, заняла Лотарингию, но выйти на Рейн и захватить переправы американцы не смогли.
6-я группа армий генерала Деверса (1-я французская и 7-я американская армии) перешла в наступление 13 ноября. Французы смогли прорваться через Бельфорский проход в Вогезах и вышли в долину Рейна южнее Мюлуза. Американцы 21 ноября заняли Саарбург. Фланги немецкой 19-й армии были охвачены с севера и юга. Союзники попытались ликвидировать «Кольмарский мешок», но не сумели. В декабре 7-я американская армия продвинулась на 20–40 км, вышли на линию Зигфрида от Рейна до Сааргемюнда.
Германская Ставка, чтобы стабилизировать ситуацию в Южной Германии, 26 ноября создает главнокомандование «Верхний Рейн», которое возглавил рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. Командованию «Верхний Рейн» были подчинены только 19-я армия и 14-й корпус СС.
На северном фланге 21-я группа армий, совершив перегруппировку, наступала на рурском направлении. 2-я английская армия в начале декабря вышла на Маас. 1-я и 9-я американские армии в начале декабря с трудом вышли на рубеж Дюрен, Юлих.
В итоге осенью 1944 г. союзники не смогли выполнить задачи, поставленные верховным командованием. Немецкие армии не были разгромлены и закрывали путь в Западную Германию. Рур и Саар, ведущие экономические районы Германии на западе, находились в руках немцев, о наступлении на Берлин можно было только мечтать. Союзники вышли на рубеж Мааса и линии Зигфрида, в районе Ахена вклинились в неё. На южном крыле союзники вышли к Рейну в районе Страсбурга.
Понеся серьёзные потери, встречая сильное сопротивление противника и имея растянутые коммуникации для снабжения войск, союзники вынуждены были остановить наступление. В начале зимы линия фронта стабилизировалась.
Союзники
К началу зимы 1944–1945 гг. союзники имели на Западном фронте 63 дивизии (из них 15 танковых), включая 40 американских, 15 британских и канадских, 8 французских. Союзники имели до 10 танков и САУ, почти 8 тыс. самолетов (без учёта транспортной
авиации). Союзные войска занимали фронт в 800 км от устья Мааса до швейцарской границы. Также в резерве главнокомандующего находились четыре воздушно-десантные дивизии (две в районе Реймса и две в Англии).
Британская 21-я группа армий Б. Монтгомери в составе 15 дивизий занимала 220-километровый фронт на левом берегу Мааса, сконцентрировав основные силы южнее Арнема.
12-я группа армий О. Брэдли (1-я, 3-я и 9-я американские армии) в составе 31 дивизии занимала фронт от Гайленкирхена до Саара протяженностью 370 км. Американцы имели наиболее сильную группировку севернее Арденн (17 дивизий), самую слабую в центре, на арденнском участке (8-й корпус 1-й армии, 4 дивизии занимали 115-километровый фронт). Американцы считали, что труднодоступная местность исключает возможность серьёзного удара противника в районе Арденн. Оборону здесь не готовили, район использовался для отдыха и подготовки войск.
На южном фланге 6-я группа армий (17 американских и французских дивизий) продолжала вести бои по ликвидации «Кольмарского мешка».
7 декабря 1944 г. на совещании в Маастрихте верховный главнокомандующий союзными войсками Эйзенхауэр, заместитель главнокомандующего и главнокомандующий всеми союзными ВВС в Европе Артур Теддер, Монтгомери и Брэдли договорились, что 21-я и 12-я группы армий на северном фланге Западного фронта возобновят наступление к Рейну, обойдут Рур с северо-востока. Одновременно войска Брэдли нанесут удар севернее Арденн на Кёльн и Бонн. Также Эйзенхауэр хотел начать наступление южнее Арденн на Франкфурт и далее на Кассель. Поэтому 3-я и 7-я армии должны были развивать наступление на Саар.
Генералы Омар Брэдли, Дуайт Эйзенхауэр и Джордж Паттон в Бастони. Декабрь 1944 г.
Принуждение к переговорам
Гитлер считал, что разрыв США и Англии с СССР неминуем. Мощным ударом на Западе он хотел заставить западных союзников искать мир с Германией.
Так, выступая 12 декабря 1944 г. на совещании высшего командного состава войск, действовавших на Западном фронте, Гитлер говорил:
«Нужно иметь в виду следующее. В мировой
истории еще не существовало коалиции из столь чужеродных элементов, преследующих столь различные цели, какую создали наши противники... Тот, кто внимательно следит за развитием событий, не может не видеть, что противоречия между нашими врагами с каждым днем все более усиливаются. Если теперь нанести по ним несколько мощных ударов, то в любой момент может случиться, что этот «единый», искусственно поддерживаемый фронт внезапно рухнет с оглушительным грохотом, подобным раскатам грома».
Фюрер определил слабое место противника – Арденны. По опыту наступления 1940 г. немцы знали, что пройти там можно. За лесисто-гористой местностью Арденн была широкая равнина, которая позволяла немецким бронетанковым соединениям развить быстрое наступление.
Немецкое пехотное подразделение на марше через лес во время наступления в Арденнах
Гитлеровцы могли как минимум отбросить врага от Рура к Маасу, оттеснив союзников подальше от границ Германии. При серьёзном успехе операции немецкие войска могли отбить Брюссель и Антверпен, лишая врага важных коммуникаций и прижимая группировку противника, действовавшую севернее Арденн, к морю. Это давало надежду на новый Дюнкерк, бегство союзных сил на северном фланге.
Добившись такого успеха, Гитлер хотел начать переговоры с союзниками с хороших позиций. Сохранить хотя бы часть завоеваний в Европе, объединить силы западных держав против России.
Наступление на Западе готовилось в условиях, когда у Третьего рейха не было стратегических резервов для реализации такой масштабной задачи. У Германии было 276 дивизий и бригад, из которых 150 находились на Русском фронте, 71 дивизия и 3 бригады на Западном фронте, 22 дивизии в Италии, остальные в Норвегии, Дании и других странах.
Танк M4A3 «Шерман» из 9-й армии США, застрявший в грязи во время немецкого наступления в Арденнах. Январь 1945 г.
Проект операции рассматривался в ставке Гитлера ещё с октября. К его обсуждению привлекались фельдмаршалы Рундштедт и Модель, начальник штаба главнокомандования «Запад» генерал Вестфаль, генералы Кребс, Мантойфель и Дитрих.
В итоге было решено начать наступление против американцев в районе Арденн, прорвать оборону на участке Монжуа – Эхтернах, ввести в прорыв подвижные соединения и, развивая наступление на северо-запад, выйти на второй день операции к реке Маас в районе Льеж, Динан, захватить плацдарм между Льежем и Живе и развить удар на Брюссель и Антверпен. Операция получила кодовое наименование «Вахта (Стража) на Рейне» («Wacht am Rhein»).
«Цель операции заключается в том, чтобы путем уничтожения сил противника севернее линии Антверпен — Брюссель — Люксембург добиться решающего поворота хода войны на Западе и тем самым, возможно, и войны в целом» — указывалось в директиве Гитлера от 10 ноября 1944 г.
В наступлении участвовали три армии группы «Б» (6-я, 5-я танковая и 7-я армии). Ударная группировка состояла из 21 дивизии, включая 7 танковых, 1 моторизованную. Часть соединений были только что сформированными. Немцы сосредоточили 970 танков и самоходок, 350 самолетов. Горючего у танковых дивизий было только на 140-160 км пути, то есть лишь на половину глубины запланированной операции. В ходе операции число самолетов выросло до 700-900.
Недостаток сил и средств немецкое командование предполагало компенсировать за счёт внезапности удара. Проблему горючего планировали решить за счёт захвата запасов противника. Использовать период нелётной погоды, чтобы союзники не могли использовать превосходство в воздухе.
Большие надежды возлагали на планировавшуюся специальную диверсионную операцию в тылу противника (операция «Гриф»). Для её проведения Гитлер приказал сформировать особую воинскую часть, так называемую 150-ю танковую бригаду под командованием главного диверсанта фюрера О. Скорцени. Она была укомплектована добровольцами из всех родов войск и частей СС (2 тыс. человек). Около 150 человек владели английским языком.
Диверсанты проходили тщательную подготовку. Задача специальных отрядов состояла в том, чтобы прорваться в глубокий тыл союзных войск и сеять там панику, захватить переправы через Маас. Также диверсанты, распространяя ложные слухи и дезинформационные приказы, должны были вызывать в рядах противника замешательство и панику, нарушать связь, уничтожать и переставлять дорожные указатели, перекрывать дороги, минировать железнодорожные пути и шоссе, взрывать склады боеприпасов и т. д.
Немецкий танк «Пантера» на марше во время наступления в Арденнах
Решающий удар
Рано утром 16 декабря 1944 г. три немецкие армии начали наступление. Погода была для немцев удачной, авиация противника не могла активно действовать. Наступление немцев стало неожиданным для союзников. Они считали, что немцы не имеют сил для контрнаступления на Западном фронте. Сначала штаб Брэдли считал, что это отвлекающее наступление с тактическими целями, чтобы остановить движение 3-й американской армии генерала Паттона в Саараской области.
Брэдли вспоминал:
«Я не думал, что немцы смогут сосредоточить силы с такой поразительной быстротой, и недооценивал наступательные возможности противника. Но впросак попал не только я и командующие армиями, но также Монтгомери и Эйзенхауэр».
Однако немцы наступали с решительными целями, чтобы вернуть стратегическую инициативу на Западном театре. Прорвав слабую линию опорных пунктов 8-го американского корпуса, немцы вышли на оперативный простор. Местами американцы в панике бежали.
Пленные американские солдаты. 22 декабря 1944
В авангарде шли элитные соединения 6-й танковой армии СС Й. Дитриха (1-й и 2-й танковые корпуса СС). На левом крыле 5-я танковая армия фон Мантойфеля (включавшая 58-й и 47-й танковые корпуса) наступала в направлении на Бастонь. 7-я армия медленно шла через горный массив Эйфель к реке Сюр.
К 18 декабря гитлеровцы вышли к Ставло, где у американцев были большие запасы горючего, фронт между Сен-Витом и Бастонью был прорван. Союзники поняли, что это наступление с серьёзными целями. В ночь на 18-е Брэдли отменил готовившееся наступление 3-й армии на Саар, приказав армии Паттона в полном составе начать действия против южного крыла вражеской группировки. Войска 1-й армии получили приказ сдерживать противника на северном участке фронта.
Вечером 19 декабря Эйзенхауэр дал приказ Монтгомери и Брэдли подготовить оборону на Маасе, используя все имеющиеся на арденнском направлении силы. 1-я и 9-я американские армии перешли под командование Монтгомери. Обстановка была критической. Эйзенхауэр ежедневно просил Вашингтон прислать подкрепление. Рождество в Вашингтоне и Лондоне было невесёлым. Верховное командование боялось обвала фронта.
Американская САУ М18 Hellcat, подбитая во время немецкого наступления в Арденнах
19–24 декабря 3-я американская армия, передав свою полосу обороны 7-й армии, была переброшена на арденнское направление. 21 декабря армия Паттона нанесла контрудар, но вначале из-за отсутствия поддержки с воздуха продвижение было медленным. Только с 23 декабря погода улучшилась, и союзная авиация могла активно поддерживать сухопутные силы. 26-го передовые части 3-й армии вышли к Бастони, где сражался блокированный гарнизон.
Немцы продолжали наступать. В центре они продвинулись к Динану, на севере всё глубже охватывали американские войска в районе Сен-Вита. Однако темпы наступления к Маасу снизились с 20–25 км до 5–7 км в сутки. Недостаток горючего, труднопроходимая местность, усиливающееся сопротивление противника, имеющего превосходство в силах, и господство союзной авиации в воздухе мешали дальнейшему продвижению.
Не оправдались надежды немцев и на успех специальных диверсионных отрядов. Так, высадка воздушного десанта в районе к северу от Мальмеди, осуществленная в ночь на 17 декабря, закончилась полной неудачей. Лишь через два дня собрался отряд в 300 человек. Разделившись на мелкие группы, десантники с большим трудом возвратились через линию фронта. Коммуникации союзников в районе Мальмеди остались ненарушенными. Переправу через Маас захватить не удалось. Американцы развернули «охоту на шпионов» и уничтожали диверсантов.
У немцев не было второго эшелона, оперативно-стратегических резервов для развития первого успеха. В этот период яростные сражения шли в Курляндии, Пруссии, Польше и Венгрии. Германская ставка не могла снять дивизии на Востоке, чтобы перебросить на Западный фронт.
Впоследствии бывший начальник Генштаба сухопутных войск вермахта генерал Гальдер отмечал: «Силы, использованные для наступления в Арденнах, были последними грошами обнищавшего человека... Во всяком случае, недопустимо было ставить задачу прорыва из Арденн до Антверпена нескольким дивизиям, которые не располагали достаточными запасами горючего, имели ограниченное количество боеприпасов и не получали авиационной поддержки».
Рундштедт и Модель решили произвести перегруппировку: перебросить танковые дивизии с центра и правого фланга 6-й танковой армии СС на её левый фланг и в полосу 5-й танковой армии. 23 декабря перегруппировка началась. В это время усилилась активность союзной авиации.
Погибшие американские солдаты рядом с противотанковыми 76,2-мм пушками M5 в Хонсфельде. Результат внезапной атаки боевой группы Пайпера немецкой 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер». В ходе наступления в Арденнах немцы 17 декабря 1944 года достигли Хонсфельда и застали там врасплох роту «B» 612-го батальона истребителей танков
Итоги
Немецкие войска к концу декабря 1944 г. прорвали оборону американцев в Арденнах до 80 км по фронту и до 100 км в глубину. Для этого использовали все силы ударной группировки. Неся серьёзные потери в живой силе и технике, гитлеровцы не могли развить первый успех без серьёзных подкреплений.
В то же время союзники также не могли перейти в контрнаступление. Поэтому верховное командование союзных войск было очень заинтересовано в наступлении русских на Восточном фронте.
Было очевидно, что без серьёзных новых сил немецкая группировка в Арденнах дальше не пройдёт. Но Гитлер упорствовал и требовал продолжения операции. 30 декабря 5-я танковая армия нанесла удар в районе Бастони. Бои продолжались до середины января 1945 г. Американцы понесли большие потери, но город удержали.
Американский танк M4A3(76)W HVSS из состава 4-й бронетанковой дивизии армии США на позиции у шоссе в районе Бастони. Январь 1944
Танкисты 3-й бронетанковой дивизии армии США курят у танков M4A1(76)W и M4A3E2(75)W «Шерман» на опушке леса во время Арденнской операции. Январь 1944
Тяжелые бои продолжались и далее, но уже без угрозы прорыва. Они принимали позиционный характер. Упорный характер боев показывают потери: немцы потеряли более 80 тыс. человек, союзники – не менее 90 тыс.
В целом гитлеровцы показали союзникам мастер-класс по прорыву обороны противника, броску подвижных соединений. Если бы не Красная Армия, которая связывала главные силы вермахта на Востоке, то союзникам пришлось бы очень туго. Вплоть до варианта тяжелого поражения северного крыла Западного фронта.
Немцы смогли сорвать планы англо-американского командования по стратегическому наступлению в конце 1944 г. Однако основная цель контрнаступления в Арденнах не была реализована.
Опасаясь новых ударов вермахта, Рузвельт и Черчилль обратились с просьбой к Сталину предпринять крупное наступление и тем самым оказать помощь союзным войскам. Советский Союз, который готовил ряд наступательных операций, пошел навстречу этой просьбе. В январе 1945 г. советские войска перешли в наступление на фронте от Балтийского моря до Карпат, срывая все планы немецкой ставки по развитию операции на Западе.
Гитлеровцы были вынуждены 6-ю танковую армию СС — основную ударную силу группировки войск на арденнском направлении, и ряд других соединений в срочном порядке отправить на Русский фронт.
Немецкий танк Pz.Kpfw V «Пантера», замаскированный под американскую САУ M10 из состава 150-й танковой бригады, подбитый в Мальмеди. Этот танк принимал участие в диверсионной операции «Гриф» (Grief — огорчение). Её целями были захват одного или нескольких мостов через Маас и другие реки, создание беспорядка, паники в американских тылах. В этой операции задействовали англоговорящих диверсантов, переодетых в форму армии США, перемещающихся на американской военной технике.