Выставка показывает то, какой путь прошел русский антиминс на примере памятников позднего Средневековья и Нового времени.
Антиминсы появились в первые века христианства, но выглядели совершенно иначе. В переводе с греческого это слово означает «вместопрестолие». Антиминс изначально представлял собой переносной столик или просто деревянные доски, на которых совершалась литургия вне храма. Позже традиция деревянных антиминсов практически исчезла, взамен их появились тканые. Несмотря на это, антиминс остался тесно связан с литургией. В него вкладывались мощи святых, что позволяло заменить им престол в храмах, где не было освященного престола. В Служебнике также указывалось, что если в храме произойдет пожар или иное разрушение, то на антиминсе можно продолжить литургию, но уже в другом месте.
Первый известный русский антиминс относится к XII веку и происходит из Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. С этого времени иконография антиминсов не менялась вплоть до XVII века и представляла собой изображение чернилами на льняном плате Голгофского Креста. Также на антиминсы наносили текст, который содержал информацию о дате освящения и посвящении того или иного храма, имени архиерея, который совершал освящение, иногда на антиминсе указывались и ктиторы храма. Таким образом антиминс становился и своего рода «документом».
Чаще всего использовались только черные чернила, однако на выставке представлен антиминс 1669 года, при создании которого помимо чернил использована красная киноварь: ей изображен Крест, окантовка края, а также выделен кармашек для мощей с надписью «тут мощи святые».
Вначале рисунок на антиминс наносили вручную, затем стали использовать технику печати. Печатные антиминсы появились в первой половине XVII века в Киеве. Вскоре эта техника дошла и до Москвы, и вскоре антиминсы стали делать на Московском печатном дворе.
Интересно, что антиминс метафорически обозначал и гробные пелены Христа, именно поэтому изначально в качестве материала для него использовалась льняная ткань.
Вместо голгофского креста с этого времени в центре антиминса стала изображаться иконография «Положение во гроб».
На выставке также представлены иконы, которые демонстрируют сюжеты и образы, которые влияли на антиминсы с XVIII века и позже, когда к сюжету положения во гроб могли добавляться изображения Распятия и Снятия со Креста.
Из всех икон особенно выделяется «Положение во Гроб», созданная в мастерской Оружейной палаты во второй половине XVII века. Эпоха первых Романовых знаменовала активное использование западноевропейских образцов в искусстве, но изографы не слепо повторяли гравюры, а умело адаптировали их под православные каноны. Сложные ракурсы позволяют смело говорить о том, что иконописец Московской школы мог опираться на европейские образцы, в частности, на гравюры Альбрехта Дюрера.
С самого появления печатных антиминсов Христос изображался на гробной пелене, а не в ней, что являлось вариантом именно западной иконографии. Возможно, что такой вариант подчеркивал связь антиминса с гробными пеленами.
И все же постепенно льняной антиминс уступил место шелковому. Это было связано с тем, что льняная ткань достаточно грубая и волокнистая, что неизбежно приводило к дефектам во время печати. Зато для оттисков отлично подходил шёлк, позволявший получать более детальное изображение.
К XVIII веку окончательно сложилась художественная схема антиминса: в центре — Положение во Гроб, в углах — Евангелисты или их символы, а основа текста (в пустые места необходимую информацию добавляли в конкретном храме). Могли добавляться и другие элементы — декоративная имитация рамы или орудия Страстей.
Так, на антиминсе из церкви Троицы Живоначальной, созданном по гравюре конца XVII века, можно увидеть барочные орнаменты, в которых изображены Евангелисты, а «рама» изображения сложена из орудий Страстей Христовых, изображенных в европейской манере.
Антиминс складывался специальным образом и хранился в илитоне (шёлковый или льняной плат темно-красного или бордового цвета, используемый для завёртывания антиминса). Существует особая схема того, как надо складывать антиминс, чтобы заломы складок образовывали крест. Такие кресты заметны и на экспонатах, особенно на антиминсе Митрополита Карловцы, Павла Ненадовича.
Привычная гравюра на бумаге также представлена в экспозиции. Подобраны листы неслучайно — в них можно увидеть то, как русские обители выглядели в XVIII и XIX веках, что дополняет представление об эпохе.
Посетить выставку можно до 24 ноября во все дни недели кроме среды. Билеты можно купить на сайте музея.