Выставка проходит уже во второй раз. В этот раз в ней приняли участие 60 художников со всех уголков России — в прошлом году в экспозиции, посвящённой фольклору и роли леса в народных сказаниях, были представлены только столичные мастера.
Что означает её название? Слово «свояси» обычно не используется без предлога «во» и означает, как мы знаем, «домой». В контексте выставки «возвращение домой» — обращение к традиционной народной культуре и её современная интерпретация. Главной задачей проекта стало объединить людей, чьё творчество связано с разными гранями культурного кода русского искусства.
Экспозиция совсем небольшая — всего три зала. В её основу легло три цвета — черный, белый и красный. Первый зал, черный, посвящен прошлому — ночи, без которой не мыслится световой день. И первое, что видит посетитель — «Полиптих «Эволюция»». Это иконное изображение Богоматери, помещенное в «треугольник Серпинского», вечное повторение которого осмыслено художником как бесконечный орнамент с Приснодевой в центре.
Обращенная к Ней молитва вышита на кокошнике в традиционной для русского рукоделия техники «сажения по бели». Сначала по узору прокладывается в два ряда белый хлопковый шнур — бель, а поверх него в ложбинку меж двух рядов пришивается бисер или жемчуг. Подобная техника позволяет сохраняться изделию очень долго, так как шнур с вышивкой можно перенести на новую ткань.
Отразились в предметах зала и раннеславянские мотивы в пугающих деревянных масках, которые напоминают африканские, но были известны и у славян в эпоху до призвания Рюрика. Простые орнаментальные узоры на этих масках отсылают к лейтмотиву выставки.
Рядом олени с деревянными рогами соседствуют с деревянными ангелами и сиринами — их объединяет «орнамент дерева», сложенный из колец древесины. Здесь же, как драгоценные камни, вывешены работы Семёна Старова, в которых отразилось участие автора в раскопках финно-угорских археологических памятников. Финно-угорские элементы в виде подвесок в форме утиных лапок соединяются с древнерусскими ожерелками — шейными колье из жемчуга.
Зал света, белый, рассказывает о настоящем. Живописные работы вдохновлены уличными граффити, русским авангардом и импрессионизмом. Сразу привлекает внимание масштабный проект Александры Малышевой «Коды вечности: орнаментальная метаморфоза ценностей». Это вышитые на бересте славянские узоры, одновременно являющиеся QR-кодами. Каждый из них обозначает определённую ценность: верность, доброту, любовь, патриотизм, мир и так далее. Узоры можно присоединять друг ко другу и получать новые смыслы, собирая целые фразы.
Центральная работа зала — кукольный хоровод. Около 50 кукол выставлены в одеждах, сделанных точно по образцам из разных русских губерний. И снова важную роль играет орнамент, которым украшены не только сарафаны, но и кокошники, платки и ожерелья. В маленьких копиях узнаются нижегородский платок-головка, расшитый золотными нитями, архангельский кокошник с «городцами» — возвышающимися частями узора головного убора и торопецкий «шишак» — праздничный кокошник, на центральную часть которого нашивалось до 30 шишек из шнура и жемчуга. Эти головные уборы стояли тысячи рублей, что в XVIII-XIX веках было баснословными деньгами, и передавались по наследству.
Похожие предметы, но в более привычном нам виде, создаёт Алина Чистякова. Расшитые жемчугом богатые оклады появились на Руси в XI-XII веке как дары из Константинополя после принятия христианства. Их красота так поразила русских женщин, что рукодельницы стали делать в этой технике не только обрамления для икон и церковные облачения, но и женские украшения.
Интерес к ещё более старым временам прослеживается в русской культуре со времён Петра I. Его сибирская коллекция, где были собраны скифские древности эпохи железного века, легла в основу украшений Константина и Натальи Истоминых. Сложный звериный стиль можно проследить в оргаменте брошей и кулонов, а фигуры скифских мастеров появляются на серии платков, выполненной в технике батик.
Красный зал — рассвет и будущее: в нем выставлены самые смелые решения. Орнамент крестиком превращается в компьютерные пиксели, а те с помощью специальной программы трансформируются в музыку. Слушая «орнамент», можно посмотреть и как он двигается: на стену проецируется пиксельный узор, перемещающийся под народные распевы.
А масштабные панно с молитвой «Царице моя преблагая» написаны вязью и создают единое целое с красной расшитой рубахой, напоминающей покров Богородицы. Автор этой работы Влада Ружицкая использовала кружева и вышитую ткань, созданные её бабушкой для собственного приданого.
Посмотреть, как современное искусство использует и переосмысляет традиционные мотивы, можно до 28 мая. В программе выставки — также лекции и мастер-классы, которые проводят участники экспозиции. Расписание можно найти на сайте музея, там же продаются билеты.
Фото автора