Рябкин — не первый и не последний.
Все последние месяцы в российской хоккейной тусовке не утихали споры вокруг Ивана Рябкина. Талант ли он, сравнимый с Овечкиным, или распиаренная фигура? Правы ли тренеры «Динамо», не нашедшие ему место в составе, или глубоко ошибаются? Есть ли у динамовского таланта лишний вес? А главное, совершает ли он ошибку, уезжая в Америку?
О том, что Рябкин принял такое решение, стало известно не вчера. Он какое-то время поиграл в ВХЛ за питерское «Динамо», но уже явно сидел на чемоданах. Накануне Нового года Иван все-таки перебрался за океан, а минувшей ночью дебютировал за «Маскегон» с дубля. Хорошее начало для парня, который в прошлом сезоне был лучшим новичком МХЛ, но немного закис.
Впрочем, Рябкин — это частный случай. Куда интереснее рассмотреть вопрос, почему лучшие российские юниоры уезжают за океан. А точнее — в USHL, которая не считается особенно сильной лигой. Именно там будет выступать как минимум до конца этого сезона талантливый центральный нападающий, которому не нашлось места в основном составе «Динамо».
Для начала стоит разобраться в структуре североамериканского хоккея. Вершина — это, понятно, НХЛ. Следом за ней идет АХЛ — лига фарм-клубов, которую проходили даже такие звезды как Никита Кучеров и Андрей Василевский. А многие видные легионеры, приезжающие в Россию, перед этим проявили себя именно во второй по силе североамериканской лиге.
Следующей после АХЛ является лига Восточного побережья. ECHL когда-то была довольно маргинальной лигой, где хватало тафгаев, а некоторые хоккеисты совмещали любимую игру с другой работой. С годами она стала более комбинационной и менее жесткой. По сути же, Ист Кост — это фарм-лига для фарм-лиги. Игроков, не проявивших себя в АХЛ, зачастую спускают в ECHL.
Профессиональные лиги на этом, в общем-то, заканчиваются. В ECHL мало кто в здравом уме едет целенаправленно. АХЛ — другое дело, это нормальный трамплин в НХЛ. Но нас интересуют другие чемпионаты. Те, куда парни из России отправляются в 18, 17, а то и в 16 лет. Долгие годы основным направлением была Канада. На родине хоккея развивались многие будущие звезды, начиная с Александра Радулова, и заканчивая Михаилом Сергачевым. Однако последнее время тенденция изменилась.
Не одно десятилетие главным магнитом для российских юниоров была CHL. Эта аббревиатура объединяет под одной крышей Западную хоккейную лигу, лигу Квебека и лигу Онтарио. Последняя считается сильнейшей и наиболее конкурентной. Тогда как в Квебеке традиционно любили играть европейцы, а на Западе хорошо готовили защитников. Вектор сменился после 2022 года, когда в CHL ввели запрет на драфт россиян и белорусов.
И несмотря на то, что в этом году запрет был снят, в Канаде уже не играет столько россиян как раньше. Для примера, в лиге Онтарио в этом сезоне выступает 7 человек, тогда как в USHL в два раза больше. Рябкин стал 16-м хоккеистом из России в этом чемпионате. И это притом, что по оценкам специалистов эта лига мало в чем превосходит МХЛ, а возможно и уступает российскому аналогу. Не говоря уже о лиге Онтарио. Но почему наши парни туда едут?
Ответ, который лежит на поверхности: по инерции. Нелепые запреты со стороны канадских конкурентов сыграли на руку американцам. Они, открыв двери, пустили топовых юниоров из России. Среди них, например, Артем Низамеев — челябинец, который прямо сейчас лидирует в бомбардирской гонке USHL. И несмотря на то, что россияне снова могут выходить на драфт CHL, дорожка в США уже протоптана.
Второй аргумент — это учеба. Непосредственно в USHL она не стоит на первом месте. Однако из этой лиги проще всего попасть в NCAA. NCAA — это студенческая лига, которая стоит особняком и не попадает под общую вертикаль. Там можно встретить и 25-летних хоккеистов, но порой играют и те, кто еще готовятся к драфту. А не меньше спортивных показателей там важны оценки в университете, где учится хоккеист. Будущие звезды НХЛ редко заканчивают обучение, но есть и те, кто проходят этот путь от начала до конца. Так, первый номер драфта Маклин Селебрини после USHL оказался в NCAA, но в бостонском университете провел всего год.
Ну и, наконец, примеры. Их не так много, но они довольно свежие. Так, под вторым номером драфта ушел выходец из USHL Андрей Свечников, ныне — лидер «Каролины». В первом раунде на минувшем драфта выбрали Матвея Гридина. Прямо сейчас в основу «Сан-Хосе» пытается пробиться Даниил Гущин — еще один форвард, выступавший в этой лиге. Более того, все они играли за один клуб. Тот же самый клуб, который приютил Рябкина. «Маскегон» за последнее десятилетие видел немало выходцев из России, в том числе сына Игоря Ларионова. Там хорошо относятся к нашим парням и создают им условия, а в России знают о «Маскегоне» и едут туда без оглядки.
Впрочем, надо понимать, что непосредственно из USHL в НХЛ почти никто не уезжает. Не тот уровень сопротивления и, как следствие, подготовки. Гридин уже после драфта отравился в лигу Квебека. Свечников перед тем, как штурмовать НХЛ, откатал год в Онтарио. Кто-то, как тот же Селебрини, поступают в университет. Так что даже если российский юниор зачем-то уезжает в USHL, он должен держать в голове следующий шаг. Будь то переезд в Канаду, переход на ступень выше в студенческую лигу или возвращение в Россию. Есть ли такой план у Рябкина? Узнаем совсем скоро.