Сейчас внимание приковано к важнейшему форуму БРИКС в Казани, поэтому мало кто обратил внимание на заявление замминистра финансов Алексея Моисеева. А от этого заявления – мороз по коже. И вспоминаются черные времена ельцинско-чубайсовской приватизации.
Господин Моисеев, видите ли, считает, что будет хорошо, если государство снизит свою долю в компаниях с госучастием с контрольного пакета до блокирующего.
Поясню: контрольный пакет – это минимум 50% акций плюс одна акция, а блокирующий пакет – это 25%.
Моисеев сказал:
«И, конечно, мы должны потихонечку двигаться в этом направлении. Очевидно, что это вряд ли применимо в большинстве государственных компаний, государство там наверняка захочет иметь контрольный пакет. Но мы в минфине считаем, что это может быть именно блокирующий пакет, а не контрольный и тем более не 100%».
Отмечу, что к компаниям, о которых рассуждает Моисеев, относятся, в частности, «Газпром», РЖД, «Росатом», два крупнейших банка страны – «Сбер» и ВТБ, предприятия Рособоронэкспорта и много чего еще. То есть потенциально речь может идти о продаже госсобственности на МНОГИЕ ТРИЛЛИОНЫ рублей. И о переходе в частные руки контроля над банками и корпорациями, которые играют ключевую роль в экономике страны, а также в обеспечении ее обороноспособности.
Заявление Моисеева стыкуется со словами его начальника – министра финансов Силуанова, который на днях сказал в интервью «Известиям»:
«Правительство понимает необходимость разгосударствления экономики. Частные акционеры всегда более прагматичны, чем государство».
Другими словами, Силуанов, бывший подчиненный Егорушки Гайдара, поет ту же песню, которую либерал-реформаторы исполняют уже более трех десятилетий: государство – неэффективно, а частники – эффективны.
Но как быть с цифрами и фактами? Вы, господа, фактически допускаете распродажу госпакета акций в «Газпроме» и РЖД, которые, на самом деле, даже не компании, а целые важнейшие отрасли экономики. Ну давайте посмотрим, как развивались эти отрасли при социализме и при капитализме.
Добыча природного газа в России в 2023 году – 636,7 млрд кубометров. Извините, но это меньше, чем было добыто в РСФСР в 1990 году (641 млрд кубов). За 33 года капитализма роста нет, между тем за предшествующие 33 года социализма (с 1957 по 1990 год) добыча газа в РСФСР выросла в 73 раза!
Грузооборот железнодорожного транспорта в 2023 году – 2,6 трлн т-км. Но, простите, ровно такой же был в РСФСР в 1988 году. То есть опять за 33 года капитализма роста практически нет. А вот за предшествующие 33 года социализма (с 1957 по 1990 год) грузооборот ж. д. транспорта в РСФСР вырос в 3 раза.
Поэтому априорная неэффективность госсобственности и эффективность частника и капитализма – это просто пропагандистская брехня. Если сейчас какая-то госсобственность и неэффективна, то это вопрос к госчиновникам и менеджерам, которые ей управляют.
Еще один важнейший вопрос: а за какую цену сейчас можно продать госпакеты акций в крупных компаниях? Ответ: за бросовую. Например, сегодня цена акции «Газпрома» почти в 3 РАЗА НИЖЕ, чем была осенью 2021 года.
Резюмирую. Предложение распродавать госпакеты акций крупных компаний – вредительское, с какой стороны ни посмотри. Это распродажа госсобственности за гроши, при низких уровнях курса акций. Это фактически отказ государства от важнейших источников дохода в будущем просто ради затыкания дыр в бюджетах ближайших лет. Это утрата государственного контроля над стратегическими позициями в экономике. А принимая во внимание, что речь может пойти и об оборонных предприятиях, это еще и угроза обороноспособности.
А как покрыть дефицит бюджета, мы готовы правительству подсказать. Действовать нужно строго в противоположном направлении: национализировать ту огромную собственность, которая была за копейки отдана олигархам и продолжает сейчас генерировать большие доходы. Читайте статью Геннадия Зюганова «Нам нужен бюджет Победы».
Юрий Афонин,
Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ
Запись Предложение минфина снизить долю государства в госкомпаниях может иметь для России просто катастрофические последствия впервые появилась КПРФ в Ярославской области.