За 11 месяцев 2024-го объём ВВП России увеличился на 4%, по итогам всего года темпы остались примерно на том же уровне. Рост экономики ускорился, несмотря на усиление западных санкций. Позитивная динамика во многом обеспечена расширением обрабатывающих производств, высокой активностью бизнеса, взвешенной политикой правительства и ЦБ, благоприятной ситуацией на рынке нефти и стабильностью госфинансов, считают специалисты. Причём международные структуры признали Россию крупнейшей экономикой в Европе и четвёртой в мире, а также отметили ряд успехов страны в области цифровизации. Вместе с тем уходящий год отметился очередным разгоном инфляции. Об этих и о других итогах 2024-го — в материале RT.
За 11 месяцев 2024 года объём ВВП России увеличился на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. Такие данные в субботу, 28 декабря, опубликовало Министерство экономического развития страны.
По данным ведомства, уверенный рост с января по ноябрь наблюдался в большинстве отраслей. Например, строительство прибавило 2% в годовом выражении, платные услуги населению — 3,4%, промышленность — 4,3%, обрабатывающие производства — 8%, оптовая торговля — 7,2%, розничная — 7,4%, а общепит — 8,8%.
Причём в некоторых сегментах экономики темпы роста исчислялись двузначными величинами. Это, например, производство готовых металлических изделий (+28%), а также компьютеров, электроники и оптики (+33,3%).
Тем временем инвестиции в основной капитал выросли на 8,6%, а реальные заработные платы граждан — в среднем на 8,9%. В свою очередь, уровень безработицы к началу декабря продолжал оставаться на рекордно низкой отметке 2,3%.
«С экономикой в целом в России у нас ситуация обстоит нормально, устойчиво. Мы развиваемся, несмотря ни на что, несмотря ни на какие внешние угрозы и попытки воздействия на нас», — заявил ранее президент страны Владимир Путин во время подведения итогов года в совмещённом формате прямой линии и большой пресс-конференции.
С начала 2024-го Запад ввёл в отношении Москвы ещё свыше 4 тыс. различных санкций, а их общее количество уже перевалило за 22,2 тыс. Тем не менее даже на фоне возросшего внешнего давления экономический рост в России ускорился, тогда как в некоторых странах — инициаторах ограничений продолжилась стагнация.
«В прошлом году, как известно, рост экономики у нас был 3,6%, в этом году будет 3,9%, а может быть, и 4% даже… Это означает, что за два года рост экономики составил около 8%... В Штатах — 5—6%, в еврозоне — 1%, в ведущей экономике еврозоны, в Германии, — ноль. Судя по всему, и на следующий год будет ноль», — отметил Владимир Путин.
Более того, как напомнил глава государства, в текущем году международные финансово-экономические институты поставили Россию на первое место в Европе и на четвёртое в мире по объёму ВВП по паритету покупательной способности. Так, согласно подсчётам Всемирного банка, РФ сумела обойти Германию и Японию в глобальном рейтинге ведущих экономик и сейчас уступает лишь Китаю, США и Индии.
Наряду с этим западные структуры высоко оценили технологические успехи Москвы на международной арене. Например, канадская целевая группа по цифровым инновациям при консультативном совете по бизнесу АТЭС в своём недавнем отчёте о лучших диджитал-практиках мира выделила ряд российских решений. В их числе: «Госуслуги», автоматизированная упрощённая система налогообложения, высокоскоростной интернет на территории страны, а также цифровые сервисы для малого и среднего бизнеса от ВТБ, в отношении которого США и ЕС продолжают вводить всё новые санкции.
Как рассказал в интервью RT глава банка Андрей Костин, наблюдаемая устойчивость РФ экономики к внешним ограничениям связана с несколькими причинами. Это, в частности, сохранение рыночного характера экономики, активная работа бизнеса, а также взвешенная позиция и продуманная политика ЦБ и правительства. Кроме того, среди ключевых факторов топ-менеджер отметил и провал попыток Запада изолировать Россию.
«Большая часть человечества всё равно с нами. И у нас есть крупнейшие партнёры, с которыми мы работаем: и Китай, и Индия, и арабские страны, и даже государство НАТО, такое как Турция. Ну а также и страны постсоветского пространства: и Казахстан, и Армения, и Азербайджан. Так что в этом плане мы абсолютно не изолированы», — подчеркнул Костин.
Также, по его словам, российским компания удалось достаточно быстро переориентировать товарные потоки, прежде всего экспортные. При этом предприниматели научились справляться и с постоянно возникающими трудностями вокруг внешнеторговых расчётов. Всё это, как полагает Костин, может говорить о том, что экономика сумела адаптироваться к новым условиям.
«К причинам можно добавить ещё и очень аккуратную бюджетную политику при всех расходах на оборону, которые, конечно, сильно выросли. Все эти факторы работают на то, что экономика справилась лучше, чем ожидалось. В своё время нам обещали порвать российскую экономику в клочья. Да мы и сами, честно говоря, ожидали, что будет тяжелее, но как-то вот справляемся», — добавил глава ВТБ.
Одним из ключевых драйверов российской экономики, который позволил ей успешно справиться с санкциями, в уходящем году оставался энергетический сектор. Об этом в беседе с RT рассказал финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов.
«Основным фактором успеха стало эффективное использование природных ресурсов страны — нефти, газа и других полезных ископаемых. При этом свою роль сыграла и благоприятная ценовая конъюнктура на глобальных сырьевых рынках», — отметил эксперт.
Согласно последним оценкам Министерства финансов, с января по ноябрь 2024-го объём нефтегазовых поступлений в федеральный бюджет вырос примерно на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го и составил 10,34 трлн рублей. Это на 1,24 трлн рублей больше ожидаемого ранее (базового) уровня. Наблюдаемую динамику в Минфине во многом объясняют именно ростом цен на российскую нефть.
С начала 2024-го сырьё отечественной марки Urals торгуется на мировом рынке в диапазоне $63—81 за баррель, свидетельствуют данные финансово-аналитического портала ProFinance. При этом любопытно, что уже почти полтора года котировки стабильно превышают установленный Евросоюзом и «Большой семёркой» потолок цен в $60.
«Несмотря на санкционное давление со стороны ЕС и G7, нефтегазовые доходы России выросли. Это свидетельствует о провале международных ограничительных мер», — подчеркнул Владислав Антонов.
Впрочем, наряду с нефтегазовыми поступлениями Россия заметно нарастила и не связанные с продажей энергоресурсов доходы бюджета. С января по ноябрь эта сумма также увеличилась почти на 26% в годовом выражении — до 22,31 трлн рублей.
Общий объём поступлений в казну с начала текущего года вырос до 32,65 трлн рублей, тогда как расходы прибавили около 24% и достигли 33,04 трлн рублей. Таким образом, размер бюджетного дефицита с января по ноябрь составил 389 млрд рублей, или всего 0,2% ВВП. Это почти в два раза меньше, чем было за аналогичный период 2023 года (748 млрд рублей, или 0,4% ВВП).
Как ранее рассказал в интервью RT министр финансов России Антон Силуанов, в ближайшие три года размер бюджетного дефицита продолжит оставаться в пределах 1% ВВП. При этом государственная казна будет всё меньше зависеть от энергоносителей и опираться в основном на внутренние экономические источники, отметил глава Минфина.
«Общая доля денежных поступлений от продажи нефти и газа в доходах казны снижается. Если ещё несколько лет назад этот показатель составлял 35—40%, то в 2025-м он должен снизиться до 27%, а в 2027-м — до 23%. То есть мы идём к тому, чтобы доля волатильных доходов сокращалась и зависимость России от нефти и газа снижалась за счёт роста доходов от внутренней экономики», — пояснил Силуанов.
Так, на сегодняшний день государство отходит от сырьевой экономической модели и делает ставку на выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью. Об этом RT рассказал директор Центра конъюнктурных исследований при Институте статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
«Сейчас у нас пока продолжается этап структурной перестройки: активно идёт импортозамещение и налаживается производство собственной технологической продукции. Вместе с тем нам необходимо решить проблему кадрового голода, а для этого нужно наращивать вложения в человеческий капитал», — отметил экономист.
Одним из главных вызовов уходящего года для российской экономики стала инфляция. По данным Минэка, за последние 12 месяцев потребительские цены в стране выросли в среднем на 9,7%, что более чем вдвое превышает целевую отметку властей (4%).
Одной из причин этого стал разогрев экономики, считает Владимир Путин. По его словам, на фоне увеличения доходов россиян объём внутреннего потребления превысил возможности расширения производства товаров и услуг, что и привело к их удорожанию.
«У нас доходы и заработные платы росли более быстрыми темпами, чем нарастание этой товарной массы и выпуск продукции… Продуктов не стало настолько больше, насколько возросло потребление… В известной степени сказываются те внешние ограничения, санкции и так далее. Они не имеют ключевого значения, но всё-таки так или иначе отражаются, потому что удорожают логистику», — объяснил президент.
В попытке обуздать инфляцию Банк России в 2024-м продолжил повышать ключевую ставку и поднял её с 16 до рекордных 21% годовых. Как ожидается, за счёт удорожания кредитов и увеличения доходности депозитов население и бизнес начнут реже брать займы, меньше тратить и больше сберегать. В результате общая экономическая активность должна снизиться, и спустя определённое время ценовое давление ослабнет.
По словам Владимира Путина, сейчас правительство и ЦБ ставят перед собой задачу приземлить темпы экономического роста в России до 2—2,5% в следующем году. Как полагает глава государства, такая мягкая просадка позволит затормозить инфляцию и сохранить макроэкономическую устойчивость.
«Рост цен — это вещь неприятная и плохая на самом деле. Но надеюсь, что, в целом сохраняя макроэкономические показатели, мы и с этим тоже справимся, потому что макроэкономика лежит в основе здоровья экономики в целом», — подчеркнул президент.
Аналогичной точки зрения придерживается и Андрей Костин. По его мнению, в 2025 году на фоне жёстких денежно-кредитных условий рост ВВП России может замедлиться до 1,9—2%. Впрочем, это не станет трагедией для экономики, уверен собеседник RT.
«Я думаю, что мы этот период вполне переживём. Инфляция, безусловно, большое зло, хотя опять же… наша экономика адаптировалась к довольно высоким темпам инфляции, но тот факт, что ЦБ так жёстко настроен вернуть её к 4%, — это неплохо. Если у нас будет период, когда мы начнём жить в условиях низкой инфляции, это даст больше стабильности, устойчивости для бизнеса и инвестиций», — добавил Костин.