В Израиле заявили о возможном ударе по ядерным объектам Ирана. Как подчеркнул глава Минобороны страны Йоав Галант, обсуждаются все варианты ответа на ракетную атаку Тегерана от 1 октября. По его словам, у Израиля есть возможности поражать цели вблизи и на дальнем расстоянии. Между тем, как пишут западные СМИ, без содействия США израильские силы не способны нанести критический ущерб иранской ядерной инфраструктуре. В то же время ранее в Белом доме отметили, что не поддерживают такие планы еврейского государства. С точки зрения аналитиков, возможная атака Израиля против иранских ядерных объектов может вывести эскалацию на новый уровень, что выгодно правительству Нетаньяху по целому ряду внутриполитических причин.
Израиль не исключает возможности ударить по ядерным объектам Ирана в ответ на его ракетную атаку, совершённую 1 октября. С таким утверждением в интервью CNN выступил глава Минобороны страны Йоав Галант.
«Рассматриваются все варианты. У Израиля есть возможности поражать как ближние, так и дальние цели — мы это доказали. На иранскую атаку мы дадим надлежащий ответ», — заявил он.
Министр подчеркнул, что израильские власти не намерены бездействовать и ждут того же от международного сообщества. Он также подчеркнул успешность текущей операции против «Хезболлы» в Ливане, настаивая, что она всё ещё носит ограниченный характер. При этом в CNN заметили, что в последние дни масштабы военных действий расширись. По словам Галанта, удары по «Хезболле» «пробили брешь, которая теперь позволяет открыть дверь для перемен не только в Ливане, но и на всём Ближнем Востоке».
Ранее в аналогичном ключе выступил премьер-министр еврейского государства Биньямин Нетаньяху. В телефонном разговоре с президентом Франции Эммануэлем Макроном 6 октября он заявил, что действия Израиля против «Хезболлы» якобы создают возможность для изменения ситуации в Ливане «в интересах мира».
«Премьер-министр Нетаньяху подчеркнул, что действия Израиля против «Хезболлы» открывают возможность изменить положение дел в Ливане в пользу стабильности, безопасности и мира во всём регионе», — говорится в сообщении канцелярии политика.
Об отсутствии каких-либо гарантий со стороны Израиля относительно возможных ударов по ядерным объектам Ирана CNN сообщал ранее со ссылкой на источник в Госдепе.
«Надеемся и рассчитываем на проявление здравомыслия и силы, но, как вы знаете, гарантий нет», — заявил собеседник телеканала 4 октября.
Чиновник также подчеркнул, что США почти год якобы работали над тем, чтобы не допустить перерастания конфликта в полномасштабную войну.
«В настоящий момент «ситуация на грани», — добавил неназванный дипломат.
Тема потенциального удара Израиля по иранским ядерным объектам в последнее время активно муссируется в западных СМИ. Однако в большинстве своём издания отмечают, что такой шаг не принесёт крупных успехов. Так, журнал The New Yorker 3 октября обратил внимание на то, что израильские военно-воздушные силы не смогут разрушить ядерную инфраструктуру Ирана без помощи США.
«Мало кто из американских и израильских официальных лиц… верит, что Израиль, действуя в одиночку, мог бы уничтожить ядерную инфраструктуру Ирана, особенно подземный завод по обогащению урана в Фордо, к югу от Тегерана. Из всех военно-воздушных сил уничтожить этот реактор способны лишь американские», — констатировало издание.
При этом The New Yorker допустил, что Израиль всё равно может осуществить такую атаку.
«И если цели удара будут достигнуты лишь частично, это может оказать сильнейшее давление на США, побуждая их довести дело до конца», — рассуждают американские журналисты.
В успешности израильской операции против ядерных объектов Ирана усомнились и в Financial Times. С точки зрения газеты, самостоятельный авиаудар Израиля «стал бы для него очень рискованным и максимум замедлил бы, но не уничтожил бы программу». К тому же существует целый ряд факторов, в том числе расстояние, которые снижают шансы Израиля на успешную операцию, подчеркнули в FT. Чтобы добраться до ядерных баз Ирана, израильским ВВС пришлось бы пересечь суверенное воздушное пространство Саудовской Аравии, Иордании, Ирака, Сирии и, возможно, Турции. К тому же самолётам пришлось бы проводить дозаправку в воздухе.
Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и иранскую ПВО, которая защищает атомные объекты. Поэтому для того, чтобы чтобы нанести серьёзный ущерб ядерным точкам Ирана, Израилю «потребовалась бы масштабная поддержка США, если не их непосредственное участие», считают опрошенные FT аналитики.
«Но и это не гарантирует полного уничтожения», — утверждают собеседники газеты.
В израильских политических кругах также без оптимизма воспринимают гипотетическую бомбардировку ядерных объектов Ирана. Так, бывший премьер-министр еврейского государства Эхуд Барак в интервью The Guardian 4 октября отметил, что возможный удар будет символическим, так как он не нанесёт существенного урона атомной отрасли Ирана, который, по его словам, достаточно далеко продвинулся в развитии ядерной программы и якобы близок к обладанию ядерным оружием. При этом Барак допустил, что решиться на атаку израильские власти могут даже лишь для демонстрации своей активности.
Между тем президент США Джо Байден на брифинге 2 октября заявил, что Белый дом не поддержит Израиль в попытках ударить по ядерным объектам Ирана. В то же время он подчеркнул право Израиля пропорционально ответить на иранскую атаку 1 октября.
По мнению эксперта по Ближнему Востоку профессора МГУ Александра Вавилова, заявления Израиля по поводу возможных атак на иранский атом вряд ли выйдут за рамки риторики.
«Это слишком рискованное и опасное мероприятие. Подобная операция должна быть продумана до мелочей, чтобы избежать жертв не только со стороны мирного населения, но и со стороны самих исполнителей. Поэтому если до этого дело и дойдёт, то израильтяне однозначно будут несамостоятельны в своих действиях. Другое дело — бомбить нефтеобъекты, как предлагал Байден», — пояснил аналитик в разговоре с RT.
К тому же подобный удар, даже в том случае, если бы он не достиг заявленных целей, привёл бы к ещё большей эскалации конфликта или к региональной войне, уверен Вавилов. Вместе с тем, с его точки зрения, Израиль в ближайшее время продолжит военные действия в Ливане и Газе, несмотря на протесты других стран.
«И Израиля много внутренних проблем, которые побуждают правительство во главе с Биньямином Нетаньяху действовать достаточно жёстко. Они нанесли ощутимый удар по ХАМАС и по «Хезболле». Это во многом используется для внутренней кампании и борьбы за власть. К Нетаньяху есть много претензий. Кроме того, у ХАМАС всё ещё остаются израильские заложники, и их родные не прекращают демонстраций. В этих условиях израильскому премьеру жизненно важно сохранить лицо и авторитет в стране, поэтому он не будет пока реагировать на замечания извне», — пояснил аналитик.
Аналогичного мнения придерживается и заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Виктория Федосова. По её словам, израильские официальные лица сейчас используют риторику ядерного устрашения, подкрепляя ею военные действия в Ливане и секторе Газа.
«Нетаньяху понимает, что эскалация помогает ему удерживать власть. Митинги и протесты, проходившие накануне прошлогодней атаки ХАМАС, продолжились на фоне невозможности вернуть израильских заложников. И эта ситуация купируется только расширением конфликта, а США вынуждены торговаться со своим ключевым союзником», — резюмировала Федосова.