В эти минуты в Израиле идет поминальная служба по жертвам 7 октября. Молитвы звучат на том самом поле, где ровно год назад боевики ХАМАС атаковали музыкальный фестиваль. Годовщину начала кровавого конфликта сегодня вспоминают по всему Ближнему Востоку – и в Тель-Авиве, и на руинах палестинских городов, которые Израиль буквально стер с лица земли. Никита Кулюхин из Израиля и Марван Исбаита из сектора Газа расскажут подробнее.
Молитвы сотен голосов сегодня не умолкают. Близкие тех, кто год назад приехал в эту пустыню на музыкальный фестиваль, но так и не вернулся домой, не могут сдержать слез.
Сегодня годовщина 7 октября, и в то же место, в ту же минуту, где было одно из самых зверских убийств в Реиме, где были убиты 383 человека. Еще десятки были похищены, а многие ранены. Спустя год семьи погибших пришли сюда на церемонию.
Это была масштабная кровавая расправа – в списке погибших на фестивале в Реиме 350 человек, в плен боевики ХАМАС захватили около 250 человек. В ту кровавую субботу семья Яхалеми пряталась в бомбоубежище у себя дома в поселении Беэри.
"Они взрывали бомбы, стреляли. Нас нашли четыре человека с оружием и гранатами и начали кричать", – рассказала жертва теракта в Беэри Батшеваа Яхалеми.
Ее мужа ранили, старший сын попал в плен – несколько месяцев семья молилась, чтобы он выжил и вернулся домой. Похожее пережил практически каждый житель кибуца, но не все молитвы были услышаны.
То, что под школами, больницами и домами боевики ХАМАС годами создавали сеть туннелей для контрабанды оружия, обустраивали там убежища, для ЦАХАЛ не было открытием. Поэтому многие сейчас задаются вопросом – действительно ли Израиль ничего не знал о готовящемся нападении ХАМАС?
"Это очень странно, что Израиль ждал семь часов, прежде чем ответить, и если задуматься, то можно даже предположить, что они позволили этому случиться, чтобы создать атмосферу 11 сентября, которая бы оправдала более крупную войну. И ее можно было бы развязать против ХАМАС, но вместо этого она была развязана против каждого палестинца в Газе", – подчеркнул офицер военной разведки США в отставке Скотт Беннетт.
Жители Тель-Авива и многих других городов каждый день выходят на акции и митинги с просьбами к правительству прекратить огонь, остановить эту войну и сделать все, чтобы ХАМАС освободил заложников, но в планы Нетаньяху перемирие, похоже, не входит.
Накануне Армия обороны Израиля ударила по мечети, где укрывались беженцы, хотя целилась якобы в здание рядом, где, по данным Моссада, засела ячейка ХАМАС. Известно о 21 погибшем – все – обычные мирные жители.
"Я взяла одеяла и сделала из них палатку для сына. Несколько дней назад шли дожди, мы мокли и страдали от холода", – заявила беженка Манал Аль Арарир.
Это центр сектора Газа – провинция Дейр-эль-Балах, где еще год назад были густонаселенные кварталы, зеленые газоны и пальмовые аллеи. Теперь беженцам даже негде укрыться от дождя. Карам скитается с сыном-инвалидом.
"У нас нет лекарств. Но мы стараемся ухаживать за ним. Так что его состояние стабильное. Сейчас я работаю в пекарне, пеку хлеб, есть небольшой доход, которого не хватает моей семье, но он есть", – говорит Карам Абдул Али Хабин.
За год палестино-израильской войны в секторе Газа уничтожено как минимум каждое второе здание. Почти 42 тысячи погибших и около сотни тысяч раненых.
ООН неоднократно ставила происходящее в Газе в один ряд с геноцидом. Критиковала действия ЦАХАЛ. Но офис Нетаньяху стоит на своем: цели еще не достигнуты.
"Вина за смерть гражданских целиком лежит на ХАМАС. Они располагали пусковые установки своих ракет и свои штабы прямо в жилых домах, школах и больницах. И, собственно говоря, прикрывались и прикрываются гражданским населением, как живым щитом", – заявил советник офиса премьер-министра Израиля Дмитрий Гендельман.
Сложно сказать, когда речь зайдет о перемирии. Израиль и ХАМАС не могут договориться даже об очередном обмене пленными. Пока ясно лишь одно – ничего более беспощадного на Ближнем Востоке еще не происходило.