Стратегическое партнерство России и Китая продолжает развиваться по восходящей. Об этом заявил зампредседателя КНР Хань Чжэн, беседуя с президентом РФ Владимиром Путиным на Восточном экономическом форуме. Важность этих переговоров сложно переоценить. Впрочем, перемены начались гораздо раньше.
Изначально политика органов управления КНР в отношении сотрудничества частных компаний с РФ заключалась в том, что никто никого не заставлял, но и не препятствовал — организации должны были сами просчитывать риски. При этом механизмы сотрудничества — в частности, в финансовой сфере — отсутствовали или не соответствовали современным реалиям, так что на фоне рисков китайскому бизнесу приходилось сталкиваться еще и с неопределенностью. И работать в таких условиях были готовы далеко не все.
То, что ситуация меняется, стало понятно даже не на ВЭФ, а еще на состоявшейся в августе 29-й регулярной встрече глав правительств России и Китая. Тогда, напомню, представители обсудили параметры сотрудничества между двумя странами.
Китайскому бизнесу был подан сигнал: правительство КНР поддерживает их сотрудничество с РФ, готово создавать для этого условия и нужные механизмы, реагировать на сигналы и запросы.
Главный посыл в том, что у наших стран совпадают взгляды на ключевые региональные и глобальные проблемы, на санкционное давление. И это явный шаг вперед к крепким, устойчивым, защищенным и современным торгово-экономическим и инвестиционным отношениям.
А встреча на ВЭФ фактически подтвердила готовность следовать достигнутым ранее договоренностям — что во время беседы с Владимиром Путиным подчеркнул и Хань Чжэн.
Важны время и контекст встреч, которые сейчас проходят между Россией и Китаем. В июне 2024-го США ввели новые санкции против РФ. Они негативно отразились на взаимной торговле, усложнили платежи, напугали некоторых бизнесменов и банки КНР.
Тем не менее товарооборот Китая и России по итогам первых семи месяцев 2024-го вырос на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив $136 млрд (да, считать в долларах не совсем правильно, так как наши страны в этой валюте не торгуют, — но так легче давать оценку).
При этом продолжается хоть и минимальное, но снижение китайского экспорта — до $61 млрд (–1,1% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года). В свою очередь, поставки из РФ в КНР выросли на 4%, до $75 млрд.
Одно из важных направлений — развитие российско-китайского инвестиционного сотрудничества. По итогам визита премьера Ли Цяна в РФ стороны подписали план по его реализации. Сейчас объем прямых китайских вложений в Россию значительно уступает инвестактивности КНР в других странах, то есть потенциал раскрыт лишь на минимальном уровне. В их портфеле более 80 проектов на сумму около $200 млрд. Но вскоре он пополнится — уже согласовано два новых проекта на сумму более $1,3 млрд. Речь идет о производстве технического углерода в Астраханской области, а также о строительстве железнодорожной и производственной инфраструктуры по перевалке опасных грузов в Еврейской автономной области.
Инвестиционное сотрудничество осуществляется и на базе Российско-китайского консультационного комитета предпринимателей, который курирует Российский фонд прямых инвестиций. Там на повестке — 83 совместных проекта на общую сумму 18 трлн рублей. То есть планов по вложениям достаточно, но если они лишены конкретных механизмов, то у многих из них велики шансы так и остаться на бумаге.
Отмечу, что любые российско-китайские встречи следует рассматривать в связке с другими мероприятиями. Например, большое значение в развитии этих отношений имеет недавний финансовый диалог между министрами финансов — Лань Фоанем и Антоном Силуановым. Они обсуждали, например, двустороннее сотрудничество и межрегиональный обмен в области финансов и налогообложения, а также взаимодействие на уровне G20 и БРИКС. И, как сообщалось, достигли консенсуса.
В совокупности на всех последних мероприятиях, проведенных с коротким интервалом, страны обсудили широчайший круг актуальных вопросов. Хочется верить, что накопленным итогом это приведет к позитивным сдвигам во взаимном сотрудничестве.
Автор — председатель Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей, эксперт Института экономики роста им. П.А. Столыпина
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора