Индонезия получила приглашение на саммит БРИКС в Казани, который пройдет 22–24 октября. Однако пока еще не решено, на каком уровне она примет участие, заявили «Известиям» в посольстве страны в Москве. Избранный президент Прабово Субианто официально вступит в должность только 20 октября, то есть всего за два дня до начала саммита. При этом визит в Казань пока не означает положительного решения страны о вступлении в объединение. Индонезия не хочет терять связи с Западом, а присоединение к БРИКС будет означать разворот в сторону РФ и КНР, считают эксперты. Каковы главные цели современной Индонезии — в материале «Известий».
22–24 октября в Казани состоится главное событие по линии БРИКС в год председательства России — саммит на уровне глав государств. Помимо членов объединения на такие события, как правило, приглашаются и страны, которые заинтересованы во взаимодействии с группой в том или ином формате, но пока не присоединились к ней. Индонезия, которая участвует в формате БРИКС+, уже получила приглашение принять участие в саммите, однако вопрос о составе делегации еще не решен, заявили «Известиям» в посольстве страны в Москве. В феврале 2024 года в Индонезии прошли президентские выборы, на которых одержал победу министр обороны Прабово Субианто. Официально он вступит в должность только 20 октября, поэтому пока действующий президент — Джоко Видодо. И это затрудняет процесс формирования делегации.
— Пока мы не знаем, кто конкретно посетит саммит БРИКС от Индонезии, — сказали в посольстве страны. — Мы получили приглашение, но не знаем, примет ли господин Субианто участие в саммите БРИКС. 20 октября 2024 года пройдет официальная инаугурация восьмого президента Индонезии. После этого и других заседаний наверняка состоится первое заседание правительства. Мы не уверены, что господин Субианто примет участие в саммите БРИКС, учитывая, что до его открытия останется всего два дня. Возможно, новый президент решит присутствовать или назначит кого-то, кто будет присутствовать от его имени.
При этом в диппредставительстве дали понять, что Индонезия будет участвовать в мероприятии — на том или ином уровне. Стоит отметить, что на предыдущем саммите БРИКС, который проходил в Йоханнесбурге в августе 2023 года, Индонезия была представлена на высшем уровне — в ЮАР приезжал лично Джоко Видодо. Не исключено, что так же будет и в Казани. По крайней мере Прабово Субианто после избрания уже посетил Россию для переговоров не только с нынешним коллегой Андреем Белоусовым, но и с будущим — президентом РФ Владимиром Путиным.
— Есть вероятность, что избранный президент Индонезии Прабово Субианто рассматривает выступление на казанском саммите в качестве своего международного дебюта. Приезд в Казань позволит ему встретиться со всеми лидерами БРИКС по особому случаю и в то же время продвинуть новые инициативы Индонезии во имя общего мира и процветания, — сказал «Известиям» доцент кафедры международных отношений Университета Паджаджарана в Индонезии Теуку Резасиа.
Это могут быть идеи о сотрудничестве между странами Глобального Юга для обмена технологиями, знаниями и ресурсами, считает эксперт. Он подчеркивает, что, учитывая тесные исторические отношения между Индонезией и Россией, Прабово Субианто будет также ждать инициатив Владимира Путина относительно будущего БРИКС. По мнению индонезийского политолога, возможны даже консультации между двумя сторонами для обсуждения этих идей, с тем чтобы Субианто мог их впоследствии поддержать на саммите или за его пределами.
И действующий, и будущий президенты Индонезии подчеркивали заинтересованность в БРИКС. В октябре 2023 года Джоко Видодо заявлял, что страна ждет подходящего момента для вступления и может присоединиться к объединению в 2024 или 2025 году, но не хочет торопить события. Через месяц риторику подхватил и Прабово Субианто, подчеркнув потенциальные экономические выгоды для страны. «Мы входим в G20, мы также являемся частью АСЕАН и частью АТЭС. Если это будет выгодно с точки зрения наших экономических интересов, то почему бы нам не присоединиться к БРИКС?» — сказал в ноябре министр обороны.
На саммитах БРИКС на высшем уровне обычно принимаются ключевые решения, поэтому приглашение стран не из числа членов объединения имеет большое значение. Например, именно после встречи в Йоханнесбурге страны-участницы договорились об историческом расширении. Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка приняли декларацию о приглашении в БРИКС ОАЭ, Саудовской Аравии, Ирана, Аргентины, Египта и Эфиопии. Эти страны должны были присоединиться к группе с 1 января 2024 года, однако новый президент Аргентины Хавьер Милей, взявший прозападный курс, отказался от запланированного вступления в БРИКС, а в Эр-Рияде пока официально не подтверждают членство. Как объяснял замглавы МИД РФ Сергей Рябков, внутренние процессы в Саудовской Аравии, связанные с оценкой официального приглашения вступить в БРИКС, еще не завершены, поэтому представители королевства участвуют не во всех мероприятиях объединения.
Ожидалось, что среди новых членов будет и Индонезия — по крайней мере страна рассматривалась как один из основных претендентов. В итоге официальной заявки не поступило, а в посольстве страны в РФ заявили «Известиям», что Индонезия и после выборов рассматривает возможность вступить в БРИКС, но пока внимательно следит за развитием ситуации, в том числе внутри объединения. Кроме того, еще не решен вопрос о формате присоединения, пояснили в дипмиссии. Это может быть либо полноправное членство, либо статус государства-партнера — эту категорию сейчас разрабатывает российская сторона и представит ее на октябрьском саммите. Сергей Рябков ранее уточнял «Известиям», что статус партнеров БРИКС будет максимально близок к членству.
Важно отметить, что Индонезия придерживается политического нейтралитета — страна декларировала позицию (в частности, неприсоединение к существующим военно-политическим альянсам) еще на Бандунгской конференции в 1955 году, в которой приняли участие десятки стран Азии и Африки. БРИКС имеет исключительно экономическую направленность, однако вступление в группу в восприятии западных стран будет означать окончательный поворот в сторону России или Китая.
— Ни для кого не секрет, что присоединение к БРИКС означает вход в круг тех стран, которые в той или иной мере стараются противостоять западному диктату на мировой арене, включая сферу международных экономических отношений. И нынешнее, и недавно избранное руководство Индонезии прекрасно понимают, что вступление в БРИКС на Западе будет рассматриваться как переход в лагерь РФ и Китая, возглавляющих борьбу за новый миропорядок, а жертвовать отношениями с Западом индонезийские лидеры пока не готовы, — пояснил «Известиям» старший научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИКСА РАН Александр Попов.
Кроме того, в январе 2024 года Индонезия подала заявку на вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В настоящий момент большинство стран в ней представляют коллективный Запад, поэтому организация в каком-то смысле считается «антагонистом» БРИКС. Присоединение к ОЭСР будет рассматриваться как первостепенная задача в плане участия в международных альянсах, которое должно быть в первую очередь экономически выгодно, отметил Попов. Именно поэтому о БРИКС Субианто также говорил в экономическом ключе.
Индонезия придерживается сбалансированной политики, подчеркнул в разговоре с «Известиями» лектор Университета Пелиты Харапан в Тангеранге (Индонезия) Адри Синага. Это значит, что страна всегда старается уменьшить риски при взаимодействии с любыми государствами и не собирается «выбирать сторону» в лице какой-то конкретной международной организации. В связи с этим избранный президент Прабово Субианто, может, и посетит саммит в Казани, однако это не означает, что Индонезия подаст заявку на вступление. Субианто будет ждать и анализировать ситуацию, заключил эксперт.
Возможно, принятие решения тормозят и внутренние проблемы. Президентские выборы прошли, но уже 27 ноября состоятся масштабные выборы губернаторов провинций, областей и крупных городов. В связи с этим, по мнению Александра Попова, в ближайшее время со стороны Индонезии вряд ли следует ожидать серьезных шагов относительно членства в БРИКС, хотя сделанные со стороны Малайзии и Таиланда заявления о намерении присоединиться к группе, возможно, сподвигнут новое руководство более внимательно отнестись к вопросу. В кооперации с БРИКС в том или ином формате заинтересованы и другие страны Юго-Восточной Азии, например Камбоджа и Вьетнам, однако официально свой интерес они пока не подтверждали.