Как американские санкции ударили по сбежавшему на Запад Юрию Шефлеру и водке «Столичная»
Водка «Столичная» в США позиционировалась как настоящий русский продукт. Такое пиар-направление выбрал владелец бренда Юрий Шефлер, не без скандала получивший права на «Столичную» еще у «Союзплодимпорта». Теперь Stolichnaya производится в Латвии и к России не имеет никакого отношения, как и сам Юрий Шефлер. Тем не менее в азарте охоты на русских и все русское водочный магнат получил удар ножом в спину от своих нынешних друзей: американские рестораны и магазины начали массово отказываться от продукции S.P.I. Group Юрия Шефлера.
Стабильность
Водка в России – не только стратегический продукт, но и универсальная валюта, элемент национальной матрицы, обязательная составляющая автопортрета: «баня, водка, гармонь и лосось». Отношения власти с водкой с давних пор определяли внутреннюю политику государства, алкогольный акциз еще с царских времен был важным источником пополнения казны.
Многие годы в СССР не было понятия «торговая марка» и «бренд», были просто два вида водки — «Московская» (пол-литра за 2,87 руб) и «Столичная» (за 3,12 руб). Тут нужно пояснить, что в цену входила так называемая «залоговая стоимость» бутылки — 12 копеек, которые можно было вернуть, сдав тару в специальный пункт приема. Для некоторых слоев населения и детей из небогатых семей бутылки являлись существенной прибавкой к бюджету. «Московская» сначала осталась для внутреннего употребления, а «Столичная» в 1971 году вышла на международный уровень, начала продаваться в США, получив там устойчивое название «Stoli». В 1991 году встал вопрос о том, кто будет владеть этим торговым знаком.
Появились новые сорта водки. «Пшеничная» — считалось, что это качественный, зерновой продукт, на ее белой этикетке колосилась спелая пшеница. «Русская» предназначалась для тех потребителей, кто попроще.
После смерти генсека Леонида Брежнева покачнулся развитой социализм. Проявилась дешевая водка вообще без названия, ее народ назвал «андроповкой».
Бренд
Горбачевские реформы с запретом спиртного сломали психологию сознания и цивилизованное потребление качественной водки. Народ невольно массово перешел на «паленую» водку, а потом, в 1990-е, на неизвестные жидкости типа спирта «Рояль».
Не обошлось без скандалов в легальной отрасли. В 1997 году расторопный бизнесмен Юрий Шефлер (на тот момент президент ВАО «Союзплодоимпорт») учредил ЗАО «Союзплодимпорт», сформировал на его базе S.P.I. Group, выкупил «Столичную» и другие знаки (всего 43 бренда) у «Союзплодоимпорта» за $300 тыс.
Право на реализацию «Столичной» еще несколько раз переходило из рук в руки. Судебные тяжбы в разных странах Европы и Америк продолжаются до сих пор. В РФ дело дошло до самых высоких инстанций: Государственной думы, Генеральной прокуратуры, Высшего арбитражного суда.
Юрия Шефлера обвинили в незаконном присвоении бренда, и под угрозой уголовного преследования вынудили покинуть страну. В 2001 году Верховный суд России признал продажу торговой марки незаконной и запретил Шефлеру реализовывать продукцию бренда на территории России.
Сейчас Юрий Шефлер управляет своей водочной империей из Швейцарии, хотя еще в 2018 году был амнистирован. В России все проданные Шефлеру товарные знаки возвращены государству, за рубежом ситуация сложилась по-разному. В частности, в США права на Stolichnaya остались у Шефлера, который производит теперь эту водку на заводе в Латвии.
То есть теперешняя водка Stolichnaya к России не имеет никакого отношения. Об этом прямо сказано на сайте компании. Но в США Stolichnaya достаточно долго позиционировалась именно как настоящая русская водка.
Теперь же движимые куражом расширения антироссийских санкций американцы начали гонения на русские рестораны и магазины в США. А американский запрет на экспорт исконно русского продукта — водки — ударил и по Юрию Шефлеру, российскому еврею с британским и израильским гражданством, и его S.P.I. Group.
Stoli на корпоративном сайте разместила информацию о своей истории (с переводом на русский язык), принадлежности, с заверением в своей благонадежности. Там сейчас даже размешена информация о том, что группа поддерживает Украину путем пожертвований Всемирной центральной кухне, которая «предоставляет еду в ответ на кризисы».
Не помогло. «Balthazar не будет продавать водку Stolichnaya, пока не закончится напряженность», — заявил в соцсетях, например, Кит Макналли, владелец знаменитого нью-йоркского ресторана Balthazar.
Многочисленные комментаторы пытались открыть ему глаза, что Stoli производится в Латвии, стране НАТО, компанией со штаб-квартирой в Люксембурге, но на его решение повлиять не смогли.
Многочисленные магазины и даже губернаторы штатов призвали запретить все марки российской водки, но принцип «бей своих, чтобы чужие боялись» по-прежнему в ходу.
Утешение
Для многих граждан РФ спиртное служит средством утешения в тяжелых жизненных ситуациях. События последних недель – санкции, ограничение импорта (россиян предупредили о том, что импорт спиртного в Россию может сократиться на 20%-40%), для многих оказались стрессом, требующим растворения в спирте.
В Татарстане по этому поводу вступил в силу закон, разрешающий продавать алкогольную продукцию с 8 часов утра до 23 часов ночи. До этого спиртное можно было купить с 10:00 до 22:00. Послабления вводятся «в условиях сложившейся экономической ситуации в связи с увеличением санкционного воздействия иностранных государств», говорится в пояснительной записке к документу.
Более того, правительство РФ предлагает определить особенности розничной продажи алкоголя в федеральных государственных бюджетных учреждениях. Вино-водочный прилавок приблизят к рабочему месту: законом предлагается установить, что бюджетные учреждения могут иметь помещения для розничной продажи алкогольной продукции, причем в безвозмездном пользовании. Такую инициативу планируют рассмотреть на пленарных заседаниях Госдумы в весеннюю сессию.
Тамара Лапшинская