Хобби, музыка, еда – лишь малая доля того, что может доставить человеку наслаждение. «Центр удовольствия» находится в мозгу и его можно стимулировать. Главное - не переусердствовать.
В 1954 году двое американских ученых – Джеймс Олдс и Питер Милнер решили провести эксперимент. Мозг подопытных крыс в клетках раздражали электрическим током. Требовалось доказать, что крысы будут избегать ту часть своей клетки, где проходил неприятный опыт. Все крысы подтвердили предположения ученых. Кроме одной. Она почему-то желала повторения процедуры.
При вскрытии мозга крысы выяснилось, что электрод был вживлен с небольшой погрешностью и воздействовал на участок мозга, который в дальнейшем получил название «центр удовольствия». Позднее ученые обнаружили такой центр и у человека, расположенный в вентральном стриатуме. Он отвечает за влечения, соблазны и зависимости.
Современные нейробиологи уточнили итоги эксперимента Олдса-Милнера. Центр удовольствия они назвали «системой подкрепления», которая не столько доставляет приятные ощущения, сколько обещает их.
То, что при стимуляции «центра удовольствия» важнейшим химическим веществом, передающим нервные импульсы, является нейромедиатор дофамин, ученые установили давно. Но в 2001 году нейробиолог из Стэнфорда Брайан Кнутсон выявил его более тонкую роль. Он установил, что дофамин отвечает не за наслаждение от полученной награды, а за предвкушение ее получения.
По мнению Кнутсона, наш мозг, опираясь на предыдущий опыт, при виде или ощущении того, что нам может понравиться – любимая еда, скидка в магазине или сексуальный объект – запускает «систему подкрепления». С притоком дофамина объект желания нам кажется жизненно необходимым: именно нейромедиатор подталкивает нас к действию и принуждает завладеть тем, что нас привлекло.
Любой позитивный опыт, будь-то удачная покупка или романтический ужин, стимулирует выработку дофамина. Природа позаботилась о механизме, способствующем нашему выживанию. Голодный не может остаться без еды, только из-за того что ее хлопотно добыть, а человеческий род не должен прерваться потому, что завоевать потенциального партнера – дело непростое.
Если драйв полового влечения обеспечивает «система подкрепления», то за оргазм отвечает другой отдел мозга. «Центр оргазма» нашли ученые из Национального института психиатрии и неврологии в Будапеште. Открытие помогла совершить женщина, страдавшая припадками эпилепсии, перед наступлением которых она испытывала оргазм.
В результате исследования мозговой активности ученые под руководством доктора Джозефа Джански установили, что очаг, провоцирующий оргазм, находится в правом полушарии, предположительно в той части мозга, которая называется миндалевидным телом. Эта структура, как известно, отвечает за многие важные функции, в том числе за эмоциональную сферу.
Как выявили ученые, «центр оргазма» согласован с функциями центральной нервной системы, посредством которой происходит управление работой желез и мышц. На «центр оргазма» в первую очередь воздействуют внешние раздражители, сигналы поступающие через органы зрения, слуха и осязания.
Статистика показывает, что мужчины страдают алкогольной зависимостью в два раза чаще чем женщины. А все потому что у сильного пола вырабатывается при этом больше дофамина.
В исследования Йельского и Колумбийского университетов приняли участие мужчины и женщины старше 18 лет. Испытуемых, употребивших определенное количество алкоголя, сканировали позитронным эмиссионным томографом. С помощью этой процедуры удалось измерить количество выработанного дофамина. У мужчин его содержание оказалось выше. Наибольший выброс гормона наблюдался в вентральном стриатуме, где расположилась зона, ответственная за наслаждение и привыкание.
Как объяснил один из авторов исследования, Нина Урбан, у мужчин выброс большего количества дофамина ассоциировался с субъективным чувством удовольствия от алкогольного опьянения.
Гормон дофамин вырабатывается не только при физическом удовольствии, но и при эстетическом. Таком например, как созерцание произведений искусства. Исследователи под руководством Роберта Затторе из Института неврологии Монреаля попытались понять механизмы взаимосвязи дофамина и эстетического восприятия.
В эксперименте испытуемым предложили прослушать незнакомые им музыкальные фрагменты. Участники эксперимента были подключены к аппарату функционального МРТ, благодаря чему экспериментаторы могли увидеть зоны мозга, откликнувшиеся на музыку. Реакция последовала сразу: активизировались несколько зон, самой активной из которых оказалось прилежащее ядро, входящее в «центр удовольствия».
Выяснилось, что прилежащее ядро у каждого человека имеет индивидуальную форму, отражающую те или иные эстетические вкусы. Чем сильнее наслаждение, тем больше образуется нейронных связей, которые, как известно, составляют основу наших когнитивных (психических) способностей.
«Когда мы слышим комбинацию звуков, то есть музыку, отделы нашего мозга, отвечающие за распознавание образов, прогнозирование и эмоциональное восприятие, начинают взаимодействовать между собой, и мы получаем эстетическое наслаждение», – прокомментировал работу Роберт Затторе.
Ученые давно заметили, что наслаждение появляется в состоянии предвкушения и достигает пика при первом контакте с желаемым. К примеру, когда в рот попадает первый кусочек любимой еды. Утратив вожделенное чувство человек вновь стремится его испытать.
Французский психоаналитик Доминик Миллер верно замечает: «Ничто в мире не способно доставлять нам удовольствие постоянно. И, чтобы вновь и вновь испытывать это чувство, нам приходится искать новые объекты».
Для того, чтобы повысить яркость переживаемых ощущений и продлить удовольствие многие прибегают к искусственной стимуляции выработки дофамина. Алкоголь и никотин блокируют разрушение гормона после ожидаемого эффекта, отчего возрастает степень получаемого удовольствия.
Однако врачи не рекомендуют чрезмерно увлекаться дофаминовой стимуляцией, так как мозг привыкает к искусственно повышаемому уровню дофамина, снижая его естественную выработку.