Слухи о подмене царей в русской истории возникали неоднократно. Как правило, этому или предшествовали непопулярные реформы, или вдруг возникали сомнения в порядке престолонаследия, или страна стояла на пороге войны.
Первые слухи о подмене царя возникли сразу после кончины Ивана Грозного в 1584 году. Так как любимый сын Грозного Иван преставился, трон перешел к третьему сыну монарха – Федору Иоанновичу, который был известен современникам как Блаженный.
Он обладал слабым здоровьем и не имел таланта к управлению. Однако на троне он пробыл 14 лет.
Фактически страной управлял его шурин - Борис Годунов. Неудивительно, что сначала появились слухи о том, что самого царя Федора подменили в младенчестве (поэтому он такой нездоровый), а затем, когда в 1592 году у Федора от Ирины Годуновой родилась дочь Феодосия, в народе стали говорить, что на самом деле у царя родился мальчик, а жаждущий власти Годунов подменил младенца больной девочкой. Слухи утихли после того, как Феодосия умерла через 9 месяцев.
Благодаря этим слухам во времена Смуты появилось множество самозванцев, выдававших себя за сына Федора Иоанновича.
Взошедший в 1645 году на трон Алексей Михайлович Романов тоже подвергался своеобразным «информационным атакам». «Непригожие речи» о том, что царь подмененный, стали распространяться еще в годы правления его отца - Михаила Алексеевича, взошедшего на престол после Смуты. Когда наследник стал царем, слухи возобновились с новой силой. Шептались о том, что Алексея подменили в младенчестве, что он «незаконнорожденный», и даже несмотря на то, что царь взошел на престол по праву наследования, были недовольные тем, что его «не выбрали на Соборе».
Больше всего слухов о подмене выпало на долю Петра Первого. «Раз любит все немецкое, значит, и сам – немец!».
За «непристойные речи» секли, пытали, отправляли на каторгу и в ссылку, но искоренить слухи не смогли.
Согласно одной версии, мальчика подменили в младенчестве немцы. «Мамки» царевича зазевались, тут-то и оказался у них на руках вместо Петра Алексеевича «немчонок».
По другой - ребенка заменила сама царица Наталья Кирилловна, опасаясь, что муж разлюбит ее, если она родит девочку. Якобы царица положила в люльку ребенка из немецкой слободы, а дочь кому-то отдала. О подмене Петр якобы узнал от матери, когда она умирала.
Злые языки даже находили «настоящего» отца Петра I, которым якобы был сподвижник царя-реформатора Франц-Лефорт. Именно этим объясняли приближенность генерала к царю, его назначение адмиралом, а потом - главой Великого Посольства.
По другой версии, царя подменили во время путешествия в Европу. Случилось это в Риге, где настоящего Петра толи замуровали в стену, толи «царь в немцах в бочку закладен и в море пущен», а вместо него в Россию приехал самозванец.
Была версия, что царя в темнице замучила шведская королева Кристина, подменившая Петра своим человеком.
Старообрядцы придумали свою версию, по которой на престол немцы возвели Антихриста, а настоящий царь принял старообрядчество и скрывался в скитах.
Не отставали бояре и даже иностранцы, которые открыто говорили: «Царь – наш!». В 1691 году «за многие неистовые слова» против царя князь Голицын был лишен боярства». Его родственники — братья Степан и Алексей Собакины — были лишены званий и отправлены в ссылку.
Сын Екатерины Второй, Павел I, тоже большой приверженец всего европейского, стал очередным объектом слухов. Среди простонародья были популярны толки о подмене младенца. Якобы Екатерина родила мертвого ребенка, которого заменили на «чухонского мальчика».
Других смущало то, что он появился на свет только через 10 лет брака Екатерины и Петра III. Говорили о том, что настоящим отцом Павла был граф Сергей Васильевич Салтыков - фаворит Екатерины.
Сами Романовы относились к этой истории с юмором. Александр III, узнав о слухах, перекрестился и сказал: «Слава Богу, мы русские!». А услышав опровержение истории, перекрестился еще раз: «Слава Богу, мы законные!».
Не стал исключением сын Павла I – Александр I. Тут народная молва умудрилась подменить его уже после смерти. Согласно официальной версии, он скончался в 1825 году в Таганроге от «горячки мозга». Тело царя везли в Москву в закрытом гробу 4 месяца. Опережая кортеж, неслись слухи о том, что императора подменили, что якобы один дьячок видел тело и свидетельствует, что в гробу лежал другой. А в Таганроге родственники фельдъегеря Маскова якобы недосчитались тела родственника.
Потом заговорили, что царь, принимавший участие в убийстве отца, оставил престол, сфальсифицировал свою смерть и пошел то ли монашествовать, то ли странствовать под именем некоего Федора Кузьмича.
Слухи основывались на том, что супруга царя Елизавета Алексеевна не участвовала в церемонии погребения, а известный юрист Анатолий Кони, проведя исследования почерков императора и Федора Кузьмича, пришел к выводу, что письма написаны рукой одного человека.