Никита Сергеевич Хрущев прославился как руководитель, склонный к экстравагантным поступкам: это и известная всем выходка с ботинком, и стремление засадить все кукурузой, и так называемое второе раскулачивание, вынудившее крестьян отказываться от приусадебных участков, и оскорбления в адрес художников-авангардистов.
Но не все знают, что среди проектов Никиты Сергеевича был и такой: отменить погоны в армии.
Зачем ему понадобилась эта мера спустя почти двадцать лет после окончания Великой Отечественной войны? Чтобы ответить на этот вопрос, начинать нужно издалека, с 1917 года.
После Октябрьской революции в армии Советской России погоны были отменены вместе с офицерскими званиями. Никаких лейтенантов, капитанов, майоров и прочих «вашблагородь» Красной Армии было не нужно, на их место пришли командиры, комбриги, комдивы, командармы. Впрочем, обвинять именно большевиков в уничтожении военных традиций не следует. Начало развалу русской армии положил знаменитый приказ №1 от 1 марта 1917 года, принятый Советом рабочих и солдатских депутатов. Согласно этому приказу во всех воинских частях власть от офицеров переходила к выборным комитетам и Совету рабочих и солдатских депутатов. Офицеры настолько были ущемлены в правах, что им даже оружие могли выдать лишь по решению комитета. Это в военное-то время и в ситуации действующей армии! Таким образом отказ от погон и воинских званий при большевиках лишь довершил дело, начатое Временным правительством.
Такая ситуация сохранялась до самой Великой Отечественной войны. 1941 год Красная Армия встретила без погон. Реформа случилась в самый разгар войны, в 1943 году, вскоре после разгрома гитлеровских войск под Сталинградом. Встречена она была по-разному. В большинстве своем военные и народ отнеслись к появлению погон положительно, поскольку идея уже давно витала в воздухе. Впервые о возвращении погон заговорили еще в 1941 году. К 1942-му уже были готовы описание погон и эмблем на них. Ждали лишь серьезной победы, на волне которой изменения в армии и статусе командного состава выглядели бы убедительно и уместно. Правда, многие из числа командования армии отнеслись к возвращению погон безо всякого энтузиазма: они воевали в Гражданскую и отлично помнили ненависть красноармейцев к белогвардейским «золотопогонникам». Тем не менее возвращение погон в Красную Армию было логичным и обдуманным шагом, направленным на восстановление преемственности и поддержание традиций. Еще перед войной в советском обществе начинают культивировать интерес к истории России, ее славным полководцам, на экраны выходят исторические фильмы. Сталин понимал, что гордость за славные деяния предков – это отличный идеологический ресурс и умело воспользовался им.
Вся деятельность Хрущева с момента знаменитого XX съезда была направлена на десталинизацию страны и возвращение к единственно верной ленинской платформе. И не последнее место в этой десталинизации занимала необходимость придать Советской армии ее исконные «рабоче-крестьянские» черты – значит, погоны прочь.
Чтобы лучше понимать мотивы Никиты Сергеевича в его стремлении вернуть армии ее досталинский вид, нужно вспомнить и о том, что сам он был призван в Рабоче-крестьянскую Красную Армию в 1918 году и служил политруком одного из подразделений 9-й армии Южного фронта. Боевой путь 9-й армии был довольно драматичным. После тяжелых сражений на Дону ее отступавшие части влились в отряд Климента Ворошилова, который привел их под Царицын, чьей обороной командовал сам Сталин. Хрущев, хоть и не был, видимо, в качестве политрука непосредственным участником боевых действий, все же видел и накал идеологической, классовой борьбы с белогвардейцами, и героику РККА, которая прекрасно обходилась без погон.
И, наконец, еще одно немаловажное обстоятельство. В молодости Хрущев, по его собственному признанию, был убежденным троцкистом – сторонником мировой пролетарской революции, противником политики НЭПа и имперских амбиций Сталина. Разумеется, впоследствии Никите Сергеевичу пришлось отказаться от идеалов юности и весьма успешно встроиться в систему, созданную Сталиным. Однако, придя к власти, он не мог не постараться вытравить из армии все, что напоминало о деятельности Сталина, и хотя бы внешне сделать ее похожей на РККА его молодости, которую когда-то создал Троцкий.
Впрочем, начал Хрущев с погон гражданских ведомств. В начале 50-х годов он отменил погоны железнодорожников, затем – дипломатов. В ноябре 1962-говышло постановление Совета министров СССР №1054-448 «Об унификации военной формы одежды». Погоны предписывалось отменить, а вместо них ввести петлицы. Они должны были представлять собой ромбики на воротнике. Планировалось также отменить воинские звания «лейтенант», а звездочки сделать одинаковыми как для младших, так и для старших офицеров.
Военным эти нововведения не очень пришлись по вкусу, и в армии принялись всячески затягивать воплощение в жизнь этого замысла. В 1964 году Хрущев был снят с должности, и идея отказаться от погон так и осталась нереализованной.