О развитии жилищного самоуправления в Карелии говорили ровно 20 лет назад на научно-практической конференции в Петрозаводске. Эта тема затрагивала каждого жителя республики, потому что в марте 2005 года собирались менять Жилищный кодекс. Государства собиралось сбросить с себя многие проблемы по эксплуатации жилья. Как добиваться, чтобы в вашем доме починили вовремя крышу или батареи? Этому могли научить Территориальные общественные самоуправления – ТОСы. В Петрозаводске к тому времени их было уже четырнадцать.
Жильцов дома №4 по улице Машезерской подружила текущая крыша. Было это в 1999 году. А в новое тысячелетие они уже вошли, объединенные в ТОС. Это не просто аббревиатура, это реальная сила. Она помогла справиться и с крышей, и с разрушенной несущей стеной, и с трубами в подвале. ТОС может решить проблему там, где один человек бьется годами и не получает положенного по закону, переплачивая втридорога за услуги.
«Знакомлюсь с администрацией, начинаю взаимодействие, знакомлюсь со Службой единого заказчика. С жилищной инспекцией, которая нам очень помогает во всех решениях. С начальником ЖЭУ, и это важно, чтобы с ним был контакт», - перечисляла председатель ТОС Ольга Травкина, с каких азов начинать работу.
Ольга Валентиновна добровольно и бесплатно взвалила на себя все заботы. Однако и жильцы привыкли к тому, что здесь все не чужое, а свое. «Где-то жильцов нужно собрать дополнительно. Беседы с жилищной конторой. В мэрии везде, где надо, она везде за наших жильцов. Нам это так удобно», - Валентина Душевина из того же подъезда видела, сколько хлопот и времени на них уходит. «Здесь нет ни одной царапины, все чисто, рисунков на стенах нет, - показывала Ольга Травкина. – То есть практически каждый из жильцов ответственен за свой подъезд».
Осознать, что только от тебя зависит – будет ли залатана в доме крыша и подключены батареи – нелегко. Разруха в головах, а не в клозетах у нас со времен революции. Но с марта 2005 года всем людям придется изменить отношение к своим дома, призывали чиновники. Кодекс изменился, и никто, кроме нас, не побеспокоится о благоустройстве нашего жилья – предупредили первый заместитель председателя РЭК Аврам Склярский: «То, что главная идея нового Жилищного кодекса именно в развитии самоуправления каждым жилым домом – это, наверное, правильно. И это крайне важно. То есть муниципалитет и государство уходит от управления жилищных фондом. Это мировая практика. Никто нигде жилым домом не управляет (кроме жильца)».
На встрече в парламенте РК, где обсуждали эту тему, чиновники и руководители ТОСов сошлись в главном: нужно воспитывать собственника. А это очень непросто. Потому что сам новый закон, как всегда, несовершенен: «В этом новом законе вообще ничего не прописано. Кто будет организовывать собрания? Кто должен это все сделать?! А народ у нас такой – все думают, что кто-то придет, кто-то за нас что-то сделает и решит. А вот этого «кого-то» нету».
Жильцам с Машезерской повезло – у них была Ольга Травкина! А в других домах нужно было искать своих активистов или становиться сознательными самостоятельно. Поэтому было неизвестно, сколько пройдет лет перед тем, пока каждый не сможет гордо заявить – это моя лестница, мои стены, моя крыша, я о них забочусь и никому в обиду не дам.
...
В школе №35 ввели уроки, посвященные истории родного Пятого поселка. Это были внеклассные занятия, ребята посещали их по желанию. Оказалось, что дети с интересом отнеслись к истории места, где живут и учатся. Во время Второй мировой войны, когда финские войска оккупировали Карелию, на территории этого микрорайона находился большой концлагерь. В нем было 8 тысяч заключенных. Он носил номер «5», поэтому поселок, который вырос на этом месте, стали называть «Пятым».
Все это могли никогда не узнать ребята из 35-ой школы, если бы не уроки, которые задумала проводить социальный педагог Оксана Дедовец. При этом она была родом из Казахстана. Но интерес к месту, в котором она стала жить и работать, не оставил равнодушными и ее учеников. Два месяца они вместе искали информацию о Пятом поселке. И выяснили, что ее почти нет. Летопись родного микрорайона пришлось начинать им.
«Все знают из разговоров с жителями, что здесь находился когда-то концлагерь. Что до этого было? Что было после? Не знает этого никто… А мы хотели бы, чтобы потом это вошло в историю Петрозаводска, все моменты, которые мы с ребятами отыщем», - сказала Оксана Дедовец.
Руководителем проекта, который летом 2004 года был утвержден комитетом по образованию, стала завуч школы Татьяна Тумакова, которая прожила в этом месте 35 лет. Она сама училась в этой школе, знала тут каждого. И надеялась, что ребята по рассказам местных жителей смогут узнать много нового. «Во время войны здесь была моя мама, в этом концлагере. Они остались живы вдвоем с сестрой. А еще две маленьких сестры и моя бабушка умерли от голода. Мне сам бог велел заняться историей нашего поселка», - сказала Татьяна Тумакова.
Ребятам занятия скучными не казались, хотя им приходилось копаться в архивных документах. Было страшно сравнивать свою жизнь с судьбой ровесника, заключенного в концлагере. Но такая работа заставит людей задуматься о прошлом и будущем, считали педагоги. «Мне было страшно узнать, что маленьких детей били, не кормили вообще. 300 граммов хлеба на день», - признался ученик 7 «б» Саша Кириллов. Школе тогда исполнилось 50 лет, оказалось, что в ней учились чемпионы мира, что в ней был музей леса и маленький кинотеатр. А ее театральная студия даже выступала на телевидении. Ее решили возродить. А также создать музей школы. И всех петрозаводчан, у которых сохранились документы и фотографии по истории Пятого поселка, дети попросили принести их в школу №35.
«Ожившая экспозиция». Так называлась выставка, которая открылась в визит-центре музея-заповедника «Кижи». У горожан впервые появилась возможность посмотреть на весь процесс изготовления рукотворных работ по старинным технологиям. За 10 лет работы программы «Ожившая экспозиция» в ней приняли участие более пятидесяти мастеров. Большинство работ, созданных на острове Кижи в присутствии посетителей и туристов, были представлены на выставке. Вышивка, украшения из бисера, вязание одной иглой – все выполняли мастерицы в традиционных костюмах.
Один из экспонатов – ткацкий стан. В Карелии ткать на таком половики стали в начале 20 века, когда на смену дорогим льняным пришли дешевые фабричные ткани. «И женщина, чтобы не утратить свое ремесло, придумала себе новое занятие. Чтобы ткацкий стан не простаивал. Старую тряпочку она рвала на ленты, и в качестве ниточки пропускала в такой «зев», который образуется между двумя нитченками», - рассказала ткачиха Марина Гусева. И такими половиками застилали в основном горницу, так что яркие цвета – не случайность: «И поскольку лето у нас всегда короткое, мрачное, то вот такие одеяла «рибушные», которые висят за моей спиной, они напоминали о лете, о разнотравье. Создавали приятное впечатление в интерьере достаточно унылой серой избы».
Помимо экспонатов из фондов музея, в экспозиции можно было найти предметы из других музеев Карелии.
Таким было 21 декабря ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2004 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.