Группа «Мандрагора» была создана в январе 2023 года, и с тех пор активно работала над первым музыкальным альбомом «Планета легкого поведения», который выйдет уже совсем скоро. Все участники коллектива – яркие творцы и индивидуальности, создающие музыку в стиле арт-рок. Идейным вдохновителем, продюсером и солисткой группы стала Юлия Пересильд, которую большинство знает именно как актрису по ролям в нашумевших фильмах «Вызов», «Битва за Севастополь», «Петровы в гриппе», «Молоко», а также сериалах «Угрюм-река» и «Императрицы». Среди участников группы – гитарист Владимир Корниенко, барабанщик Станислав Опойченков, бас-гитарист Семен Лепешкин, клавишник Александр Тевелев. Музыкальным и креативным продюсером «Мандрагоры» стал Александр Юрасов, а исполнительным – Наталья Алгереева.
Мы поговорили с актрисой Юлией Пересильд и музыкантом Владимиром Корниенко об их проекте – как все начиналось и что ждет слушателей. А еще о красоте, музыке и любви к творчеству.
Юлия, помните, когда вы впервые выступали с музыкой перед публикой?
Юлия Пересильд: Я пела еще до театрального института. В родном Пскове выступала в коллективах, у меня была даже группа «Ночной перрон». Уже в театре я играла в музыкальных спектаклях: «Кармина Бурана» Карла Орфа и мюзиклы Эндрю Ллойда Уэббера. Когда я пришла в Театр Наций, у нас были спектакль «Шведская спичка», оперетта «Женихи». Поэтому я вообще не могу представить себя без музыки – она была со мной всегда.
Как в вашей жизни случилась «Мандрагора»? Пятеро участников сошлись в одно время в одном месте и пришли к созданию группы?
Юлия Пересильд: На Московском кинофестивале мы с моими музыкантами познакомились с продюсером Сашей Юрасовым. Он позвал меня на квартирник и познакомил с музыкальной тусовкой. Я поняла, что это мои люди. И вот у меня возникла идея сделать спектакль «Мужчина и женщина». После него мы не раз с Сашей Юрасовым мечтали о том, чтобы создавать свои тексты и музыку.
Это изначально был коммерческий проект или все начиналось как хобби?
Юлия Пересильд: Музыка не может быть хобби. Именно поэтому я 20 лет посвящала актерской профессии, никогда не записывала свои песни и альбомы. Этим надо заниматься. Музыка поглощает тебя целиком, иначе это просто домашние радости.
Владимир Корниенко: Мне кажется, хобби не противоречит профессионализму. Думаю, секрет в том, чтобы любить то, что делаешь. Вопрос лишь в количестве заложенного в тебе огня, чтобы хобби стало чем-то профессиональным. Главное – страсть к делу и творческий интерес друг к другу.
Юлия, занимались ли вы когда-либо академическим вокалом или берете ли уроки сейчас?
Юлия Пересильд: По академическому вокалу я как будто много в жизни взяла уроков, но планирую учиться дальше. Мне на день рождения Володя от лица нашей группы «Мандрагора» подарил Flux – электронный терменвокс.
Владимир Корниенко: Этот инструмент изготавливает SOMA Laboratory, ее основал наш гениальный земляк Влад Креймер. Он уже покорил мир своими девайсами. Например, их можно услышать у Тома Йорка, в новом альбоме Depeche Mode, у Nine Inch Nails. Мы с Юлей будем постепенно вводить его в программу.
Юлия, какой у вас певческий голос?
Юлия Пересильд: Сопрано, в «Кармина Бурана» у меня все партии сопрано, сейчас местами бывает и пониже – меццо-сопрано. Но не так важно, каким певческим голосом я пою, важно, что я им хочу рассказать. Не скажу, что превратилась в вокалистку, которая пьет сырые яйца и заботится о том, как будет звучать именно эта нота. Мне как человеку есть чем поделиться.
Кто из вас занимается написанием песен?
Владимир Корниенко: Большую часть текстов пишет современный поэт Оля Ершова – с юмором, глубиной и чувством. Также мы используем классические тексты, например любимые «Дышать любовью» Юнны Мориц и «Мне говорят, нету такой любви» Вероники Тушновой. А еще мы недавно написали песню «Елки» на слова Риммы Казаковой. Нам с Сашей Юрасовым захотелось сделать песню к Новому году.
В дебютный альбом «Планета легкого поведения» войдут какие-то композиции, с которыми вы уже давали концерты на фестивале «Дикая мята», кинофестивале «Короче»?
Владимир Корниенко: Практически все композиции, которые мы играли, будут включены в альбом. Эти десять песен мы играем, конечно же, вживую.
Музыкальные вкусы редко совпадают на 100 %. Бывают у вас творческие разногласия?
Владимир Корниенко: Что до творческих разногласий – все мы взрослые люди и уже это переросли. Нам важнее, чего мы хотим достичь вместе, позитивная мотивация. Когда помнишь об этом, все споры отпадают. Мы можем уточнять использование тех или иных выразительных средств и согласуем их с нашим творческим видением.
Юлия Пересильд: Я в хорошем смысле слова чувствую себя ученицей рядом с Володей. Он постоянно присылает мне альбомы, которые нужно прослушать и понять. Мне нравится расти в команде, учиться друг у друга. В свою очередь, я тоже делюсь с ребятами всем, что знаю.
Владимир Корниенко: Юлин огромный сценический опыт, мастерство, дикция, понимание того, что делать на сцене, когда ставить паузы, – я всему этому также учусь. С Юлей очень приятно работать. У нее запредельное трудолюбие.
Юлия Пересильд: На кинофестивале «Короче» мы отыграли большой концерт, но перед этим весь день репетировали под дождем. Пока мы спали, Володя играл до 5 утра. Представляете?
Какой темой объединены песни в альбоме? Сколько их всего?
Владимир Корниенко: Точно не скажу – как получится. Планируем уложиться в мировой стандарт – 45 минут. Что до тем, я называю это просто: «еще один способ признаться в любви». Вообще, наши песни о нашем состоянии в мире, о том, что мы успели и не успели сделать в жизни. О самоощущении человека как капли, поглощающей океан.
Юлия Пересильд: В репертуаре нашей концертной программы уже более 23 песен, а значит, столько же и способов признаться в любви! Ближе к новому году вы услышите песню «Елки», а сам альбом выйдет позднее.
Владимир, ваш псевдоним Корней ассоциируется с корнем мандрагоры. Вы придумали название группе?
Владимир Корниенко: Название «Мандрагора» придумали Саша с Юлей. Я присутствовал при этом. Как Корней я не мог возразить.
Какие возможности дает музыка, но не дает актерская профессия?
Владимир Корниенко: Помимо написанных и отрепетированных нами вещей, в нашей команде всегда есть место импровизации. Это и делает каждый концерт уникальным и интересным. Даже если мы выступали много раз, для нас каждый выход к зрителю, как первый. Вне зависимости от опыта, хочется сохранять некоторую невинность и открытость новому. Театр и кино – более визуальные виды искусства, и в этом смысле они навязывают какое-то видение. Читая книгу, ты сам представляешь образы. Музыка находится где-то посередине между ними: вроде бы есть конкретика, но и пространство для фантазии тоже.
Юлия Пересильд: Знаете, что мне нравится в этом больше всего? В кино ты всегда играешь персонажа, но когда выходишь к людям с собственными песнями, ты должен быть самим собой. Наконец у меня появился шанс встретиться со зрителем именно как Юлия Пересильд. И это крутое ощущение, которое очень заряжает.
С одной стороны, в музыке ты ограничен нотами, ритмами и текстом, с другой – ты можешь закладывать в них разные смыслы. Одна и та же песня сегодня и завтра может отличаться по настроению и теме. Поэтому так здорово ходить на живые концерты.
Чье творчество для вас является вдохновением и ориентиром по стилю, смысловому наполнению и жанру?
Владимир Корниенко: Мы никогда не стремились звучать, как какая-то конкретная группа. Конечно, у меня, у Юли, Саши и остальных участников группы есть свои музыкальные пристрастия, которые сложились во что-то новое. Специально не назову, интересно, когда слушатели сами угадывают. По нам видно, что мы любим прогрессивный, где-то драматический и театрализованный арт-рок. Глубина – это важно, но в то же время нам хочется быть понятными.
Юлия Пересильд: Безусловно, есть много западных исполнителей, которые меня вдохновляют, но лично для меня таким примером является Анна Герман.
Юлия, как солистка вы думаете о чистом творчестве, но как продюсер, скорее всего, сталкиваетесь с рядом вопросов, касающихся продвижения и бюджета. С какими сложностями столкнулись при выпуске дебютного альбома?
Юлия Пересильд: Безусловно, ответственность за какие-то вещи я беру на себя, но у нас в группе этим занимается не один человек. У нас отличная команда. За последний год рабочих зумов стало очень много.
Что было для вас в новинку?
Юлия Пересильд: Уже в декабре выйдет наша первая песня на платформы «Елки зеленые». Я влюблена в эту песню. Она веселая, очень русская и со смыслом. И в связи с ее выходом мне пришлось изучить вопрос, что такое музыкальный лейбл, и познакомиться с людьми оттуда. Что такое питчинги, как происходит загрузка песен на платформу и так далее. Володя еще не знает, но представители топовых лейблов прослушали нашу песню и сказали, что им очень понравилось.
Я привыкла работать для кого-то, поэтому не передать, как круто работать на свои идеи и свою команду. Я вообще не умею работать в полсилы. В кино, театре или музыке я выкладываюсь на 100–150 %. Поскольку у нас нет ни меценатов, ни лейблов, мы идем этот путь самостоятельно, а не по каким-то проработанным и стандартным схемам. Мы не берем ни у кого деньги на первый альбом. Все делаем своими ресурсами. Конечно, меценаты – это прекрасно, только хочется среди них найти таких же своих людей, которые дышат с нами в унисон.
Какие цели в данный момент стоят перед вашей командой? Скажем, выступить в «Олимпийском»?
Владимир Корниенко: «Олимпийский» на реконструкции – вот в чем проблема. (Смеется.) Есть смысл выступать на этой площадке, когда твоя музыка трогает достаточно большое количество сердец. Можно «загнать» народ, «втянуть» билеты – мы знаем такие истории, но ведь гораздо приятнее, когда все случается по любви.
Юлия Пересильд: Да, я тоже не думаю, что для настоящего художника это самоцель, а так – конечно. Любая команда хочет собирать стадионы. Нормально мечтать об этом. Не прогнозировать, а лишь приближать этот миг, создавая крутую музыку. Важнее найти своего слушателя. Тех, для кого это не просто очередная песня. Когда я слушаю Анну Герман, мне хочется плакать и вспоминать какие-то моменты жизни. Так действует хорошая музыка.
Артист не может жить без публики, иначе он писал бы личный дневник, а не искал признания. Ловили ли вы себя на желании угодить публике?
Владимир Корниенко: Для меня идеальные отношения с публикой имеют много общего с романтическими. Мне очень нравится афоризм британского рок-музыканта Роберта Фриппа: «Музыку рождают отец – артист и мать – публика. Лучше всего, когда хорошо обоим». Поэтому да, конечно, угождаем. Ничего плохого в этом нет. Публика угождает нам не меньше. (Улыбается.) И мы любим ее от чистого сердца.
Юлия Пересильд: Я отвечу словами Станиславского: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве». Мы вышли из возраста, когда нужно красоваться перед публикой, – в таком смысле угождать не хочется. Интересно не заглядывать в глаза зрителю и гадать, чем бы его удивить, а самим наслаждаться искусством и делиться с другими этим опытом и чувствами. У артиста есть выбор – идти за публикой или вести ее за собой. Наша музыка живая, быть может, местами сложная, но я чувствую, что люди изголодались именно по такому. Я девушка из народа и интуитивно чувствую, что сейчас такое время, когда простым людям нужно что-то, что дает пищу для души. Не просто популярный трек, а песня, после которой скажешь: «Как же хочется жить и любить!» Возможно, не заумные сократовские тексты, а что-то насущное и нужное, как вода и воздух.
Юлия, учитывая, сколько времени занимают съемки в кино, как думаете совмещать творческую деятельность? Скажем, если придется поехать в концертный тур.
Юлия Пересильд: Я бы не хотела сейчас, как в 25 лет, жить по принципу «умри, но сыграй». Мне ближе «с нашей командой – точно». Играть и получать удовольствие. Самоцели греметь и иметь оглушительный коммерческий успех нет, но будет естественно, если это случится само собой. Конечно, что-то придется отложить. Володя, например, тоже многим жертвует, чтобы принять участие в группе «Мандрагора». Точно так же наш барабанщик Стас, который живет в Самаре, – ему приходится летать в Москву. Каждый из нас будет делать свой выбор и что-то отодвигать на второй план.
Не могу не спросить про успехи вашей дочери Анны. Не так давно она исполнила песни героини Забавы в «Летучем корабле», а еще стало известно, что она сыграет главную героиню в мюзикле «Алиса в Стране Чудес». Насколько вы участвуете в продвижении и наставничестве в ее карьере?
Юлия Пересильд: У Ани свой путь, и я стараюсь не лезть к ней со своими советами. Она моя дочь, но я вижу ее самостоятельным творческим человеком. Я вообще к ней не приезжаю на съемочную площадку. Когда был фестиваль «Короче», меня как маму, конечно, тронуло, когда она пела «Зурбаган».
Есть ли у вас guilty pleasure, о котором никто не знает?
Владимир Корниенко: Я купил себе бас-гитару, о которой мечтал с 13 лет. Но если что-то несерьезное и не связанное с профессией, то вот недавно я откопал массажер-антистресс для головы. Обычно я сам использую его, но приятнее, конечно, когда ты лежишь и кто-то тебя гладит им по голове.
Юлия Пересильд: А я люблю через окна наблюдать за повседневной жизнью людей в соседнем доме: как бабушка с дедушкой на кухне чай пьют, какие у них обои в комнате и так далее. Вот смотришь и придумываешь им какую-то историю. Мне не интересны ссоры и скандалы, а просто течение жизни. Хочется «подсмотреть» настоящую жизнь людей без камер, когда на них никто не смотрит. Я сама по этому очень скучаю. (Смеется.) И кстати, по этой причине люблю ездить в метро: люди смотрят в книгу или в телефон – и в этот момент они ничего не замечают и становятся сами собой. В жизни мы гораздо парадоксальнее, чем на сцене.
Запись Юлия Пересильд и Владимир Корниенко – о группе «Мандрагора», дебютном альбоме, любви к музыке и чистому искусству впервые появилась PEOPLETALK.