Объем российского рынка fashion может достичь допандемийного уровня уже в следующем, 2022 году. К такому выводу пришли эксперты Fashion Consulting Group. Растут и обороты крупнейших «одежных» ретейлеров, но те смотрят в будущее пессимистично из-за новых ограничений, связанных с COVID-19
Согласно прогнозу Fashion Consulting Group (FCG), российский fashion-рынок по итогам 2021 года прибавит от 8% до 9% к показателям 2020 года. Это будет соответствовать объему примерно 1,83–1,85 трлн рублей, подсчитал Forbes. В прошлом году коронакризис обрушил рынок российской моды на 25%, до 1,71 трлн рублей, оценивали эксперты FCG.
Рассматривалось несколько сценариев дальнейшего развития рынка: по пессимистичным прогнозам, российский fashion-рынок должен был вернуться к докризисным показателям не ранее 2025 года, по оптимистическим — к осени 2023 года.
«Россия двигается по ускоренному сценарию восстановления рынка одежды, опережая общие темпы восстановления потребительского рынка <...> Допандемийного уровня [страна достигнет] уже в 2022 году, при этом офлайн-рынок сократится на 5–7%, а онлайн-рынок вырастет на 25–30%» — такой прогноз сделала в беседе с Forbes гендиректор FCG Анна Лебсак-Клейманс.
Адаптация к пандемии
Драйверов и стимулов для восстановления рынка несколько, считает Лебсак-Клейманс. Это, например, адаптация к условиям пандемии, снижение уровня тревоги и восстановление социализации.
Как показало традиционное исследование «Потребительский индекс Иванова», которое ежеквартально проводит SberCIB Investment Research, темп восстановления рынка продолжает показывать устойчивую позитивную динамику. По итогам III квартала 2021 года зафиксировано улучшение настроения и повышение уверенности потребителей по сравнению с предыдущим кварталом — индекс вырос с минус 17% до минус 16% (в отрицательной зоне индекс находится много лет). В I квартале 2021 года он равнялся минус 19%. Во время введения режима самоизоляции (во II квартале 2020 года) этот показатель падал до минус 31%. Таким образом, налицо восстановление индекса потребительских настроений до среднего значения за 2015–2020 годы, делает вывод SberCIB.
По мнению Михаила Уржумцева, генерального директора Melon Fashion Group (ZARINA, LOVE REPUBILIC, befree), пандемия значительно изменила привычки россиян. «Например, вырос спрос на casual/домашнюю одежду из-за перехода на удаленный или гибридный режим работы, важным трендом стал более осмысленный подход к шопингу, стремление к рационализации трат, поиск соотношения цены и качества», — отмечает он.
Отложенный спрос и рост цен
Еще одним фактором, влияющим на рост рынка, Анна Лебсак-Клейманс считает отложенный спрос. По ее мнению, этот эффект сформировался благодаря износу и амортизации вещей, потребности в актуализации гардероба, изменению размеров за определенный период (особенно у детей), беспокойству о предстоящем росте цен вследствие роста стоимости сырья, логистики.
Россияне действительно стали больше тратить на одежду. Согласно данным Росстата, расходы российских семей на одежду и обувь в I квартале 2021 года выросли в два с половиной–три раза год к году. Если в 2020-м на эти сегменты приходилось 6–7% трат, то после пандемии — 11–16%.
Увеличивались и цены. Рост цен фиксировался на протяжении всего года, продолжает Лебсак-Клейманс, это объяснялось резким ростом мировых цен на сырье, пиковым ростом стоимости транспортных услуг. «Бренды были вынуждены поднимать свои нижние планки розничных цен. Так, минимальные цены на категорию «женские платья» без учета скидок в сезоне 2021/2022 по сравнению с сезоном 2019/2020 увеличились на 50% и больше в сетях Mango, Befree, Massimo Dutti, Reserved, Zara, H&M. В Incity — на 30%, Gloria Jeans — на 25%, O’stin — на 23%, Uniqlo — на 15%», — перечисляет Лебсак-Клейманс.
Коллекции осенне-зимнего сезона прибавили в цене 10–15%, а уже в начале 2022 года цены в рознице могут вырасти еще на 18–20%, отмечали крупные одежные ретейлеры.
Обороты растут, но не у всех
Обороты крупных сетевых компаний — лидеров массового рынка, которые были внесены российским правительством в реестр системообразующих предприятий отрасли (например, Gloria Jeans, Melon Fashion Group, H&M и другие) и имеют особые условия и государственную поддержку, растут, считает Лебсак-Клейманс. По ее мнению, такие компании являются основными флагманами восстановления рынка.
Многие крупные компании действительно отчитались о росте. Продажи H&M в России в III квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года выросли почти на 10%, до 2,27 млрд шведских крон (18,7 млрд рублей).
За 9 месяцев 2021 года совокупная выручка Melon Fashion Group увеличилась на 66% к сопоставимому периоду и составила 28,3 млрд рублей, превысив выручку за весь 2020 год, говорится в сообщении компании.
Положительную динамику по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продемонстрировала и корпорация Gloria Jeans: ее выручка за 9 месяцев 2021 года составила 42,7 млрд рублей (+40,4% к 2020 году и +43,6% к 2019 году).
За 9 месяцев общий объем продаж «Детского мира» увеличился на 20,7%, до 131 млрд рублей. Доля продаж в категории «одежда и обувь»: в I квартале увеличилась на 1,6 п. п. год к году, до 25,5%. Во II квартале — на 28,8% (31,3% от общего оборота компании). В III квартале на одежду и обувь пришлось 36% от доли общих продаж (+3% год к году).
Однако растет оборот не у всех. Продажи OR GROUP (группа компаний «Обувь России») в первом полугодии 2021-го относительно 2020-го выросли на 11,7% (до 4,42 млрд рублей). Но совокупно за 9 месяцев этот показатель уменьшился на 9% — до 6,37 млрд рублей по сравнению с 7,03 млрд рублей за аналогичный период 2020 года. «Основной причиной является не до конца восстановившийся трафик в магазинах сети, мы ожидаем плавного восстановления трафика в среднесрочной перспективе», — поясняет представитель компании. Зато в OR GROUP отметили рост выручки маркетплейса — westfalika.ru. «При падении спроса по всем категориям товаров диверсификация ассортимента позволяет поддерживать продажи. За 9 месяцев 2021 года выручка маркетплейса выросла в два раза и превысила 1,4 млрд рублей; онлайн-продажи выросли на 13%», — рассказывает представитель компании.
«Рост экономики напрямую зависит от состояния финансового рынка и финансового благополучия населения, — считает директор по связям с общественностью Rendez-Vous Марина Бицадзе. — На текущий момент мы видим эффект отложенного спроса — некоторые экономили на покупках в 2020 году, но в 2021-м уже хотят обновить гардероб. Но нужно понимать, что при визуальном восстановлении рынка происходит переориентация покупателей на более дешевую продукцию. Таким образом при сохранении объема потребления в штуках, многие игроки fashion-рынка не выходят на объем выручки допандемийных времен».
Под страхом QR-кодов
Несмотря на рост продаж, ожидания ретейлеров не радужные. «Я не верю в быстрое восстановление fashion-рынка. Если будет принято решение о повсеместном введении QR-кодов, то большая часть населения, которая не вакцинирована, просто не пойдет в магазины», — говорит Владимир Мельников, гендиректор корпорации Gloria Jeans. По его мнению, в тех регионах, где ввели QR-коды, посещаемость магазинов упала почти в два раза и продажи компании сократились примерно на 30%. «В Москве, где пока не введена система QR-кодов, продажи показывают рост, в среднем на 15%», — отметил Мельников. Если QR-коды будут введены повсеместно, то продажи за первые шесть месяцев 2022 года упадут на 15–30%, считает он.
«Восстановление началось, но идет достаточно медленными темпами, — говорит президент FinnFlare Ксения Рясова. — Экономическая ситуация в стране достаточно нестабильная, мы работаем в сегменте «средний+» и в значимой мере ощущаем на себе более выраженную ценоориентированность клиентов. Также локдаун до сих пор вносит свои коррективы, особенно это заметно в регионах, где введены QR-коды на посещение ТЦ, там снижение трафика доходит до 40%». По мнению Рясовой, на восстановление рынка потребуется еще не менее двух лет.
Источник: https://www.forbes.ru/biznes/447559-rossijskij-fashion-rynok-po-itogam-goda-vyrastet-do-1-8-trln-rub...