В Генштабе вооруженных сил Мали пообещали извлечь уроки.Засада и расстрел колонны подразделения правительственных сил Мали и 13-го штурмового отряда ЧВК «Вагнер» у гор Тин-Гамира (Tin-Gamira) по-прежнему вызывают множество вопросов. Ситуацию, сложившуюся у Тин-Гамира, и распространённое в Сети видео расстрела бойцов ЧВК прокомментировал экс-начальник отдела оперативного управления штаба Объединённой группировки войск (сил) внутренних войск МВД России в ЧР полковник в запасе Игорь Николаев (фамилия изменена). Он назвал засаду странной, а видео расстрела – больше похожим на инсценировку.
Вот вопросы, которые возникают при анализе засады в Мали. Каким образом исламисты «Координационного движения Азавад» и запрещенной в России террористической группировки «Аль-Каида в Сахеле» могли узнать маршрут предполагаемого отступления «вагнеровцев» от границы Мали с Алжиром в районе города Тин-Зауатин (Tin Zaouatine)? Откуда к боевикам во время песчаной бури прибыло иностранное тяжёлое вооружение, беспилотники и «шахид-мобили», а также подкрепление, в результате чего было создано почти девятикратное превосходство в живой силе? Как туарегам удалось заманить в ловушку остатки подразделений правительственных войск и русский отряд?
– По мне, так это очень странная засада малийских повстанцев после песчаной бури, - говорит собеседник. - «Вагнеровцев» просто расстреливали в упор из стрелкового оружия с низкой плотностью огня. С противоположной стороны не слышно, чтобы наши вели ответный огонь. Возникает много вопросов по боевому охранению на марше, построению колонны и дистанции между машинами, разведке, прикрытию с воздуха, действиям боковых походных застав. Такое ощущение, что это не те «вагнеровцы», у которых есть опыт боевых действий. Их расстреливали, как приговоренных к смерти, собрав в кучу.
– Это могло быть чьим-то предательством?
– Безосновательные высказывания о предательстве могу посеять недоверие к правительству Мали. Поэтому я не стал бы торопиться с таким выводом. Тем более, что могла быть и другая причина потерь в 13-м штурмовом отряде – отсутствии дисциплины и самоустранение должностных лиц от участия в организации охранения на привале. Судя по видеозаписи, это является вероятным, по крайней мере, исключать нельзя.
– Туареги оказались лучше подготовленными, чем «вагнеровцы»?
– У туарегов, конечно, большой боевой опыт, приобретённый ими в Ливии во времена Муаммара Каддафи, но даже с учётом этого опыта, они сильно уступают «вагнеровцам» в боевой подготовке и вооружении. На видео – какая-то инсценировка засады, но не сама засада.
– Почему у вас такое впечатление?
– Потому, что засада как правило организуется скрытно в местах, затрудняющих противнику быстрое развертывание, проведение маневра и выход из-под огня. Здесь засада, по-моему, не обеспечивает скрытое расположение туарегов. У них нет хороших условий для наблюдения, ведения огня и, в крайнем случае, при обнаружении засады – путей планового отхода. Результат успеха этой засады виден в решительности и выдержке боевиков, но не в умелых действиях и ведении меткой стрельбы. Это больше похоже на расстрел спящих. При обнаружении разведкой «вагнеровцев» засады, она была бы малоэффективной, а точнее сказать, бесполезной и могла закончиться потерей личного состава и техники повстанцев.
– Но всё произошло наоборот.
– Налицо, безусловно, факт неожиданности за счёт скрытного выдвижения к месту засады. Но на видео нет правильной организации работы командиров повстанцев по тщательной маскировке.
Здесь важна каждая мелочь, поскольку самые небольшие просчёты могут привести к обнаружению засады и повлечь за собой невыполнение поставленной задачи. Не видно оснащения засадного подразделения для обеспечения скоротечности боя тем вооружением, тактико-технические данные которого позволяли бы выдерживать высокий темп стрельбы, а также поражать бронеобъекты «вагнеровцев», что и определяет мощность засады.
Не наблюдаю её мобильности, способности в любую минуту сняться с боевой позиции и по заранее подготовленным путям отхода уйти в безопасное место. Плохо просматривается засада по размещению групп перед фронтом или на флангах отряда правительственных сил, которые сделали привал на марше. А это необходимо для нанесения им максимального поражения внезапно открываемым огнём прямой наводкой и кинжальным огнём в сочетании с минно-взрывными заграждениями, – рассказал полковник запаса.
Между тем.
На днях ежедневная правительственная малийская газета «Прогресс» (L'Essor) сообщила на своём сайте, что в Генеральном штабе Вооружённых сил Мали (Forces armées maliennes, FAMa) высоко оценили самоотверженность и большое чувство долга правительственных сил, участвовавших в этой крупной операции.
«Мы выражаем им нашу бесконечную благодарность. FAMa в полной мере и ответственно отнеслись к этому событию и в настоящее время проводят подробный анализ событий, чтобы извлечь все необходимые уроки», – цитирует газета заявление Генштаба.
источник