В начале этого месяца мы рассказывали вам о шагах, которые предпринимала Швейцария с 7 октября 2023 года на пути к определению своей позиции по отношению к ХАМАСу, признанному террористической организацией во всех остальных западных странах. Шаги эти нельзя назвать ни быстрыми, ни слишком уверенными, но хоть так. В защиту Федерального совета стоит напомнить, что он предложил сделать это еще 11 октября – возможно, еще и потому, что среди более 1200 человек, убитых террористами в Израиле, были два гражданина Швейцарии, а в декабре прошлого года обе палаты парламента потребовали того же.
В прошлую среду лед еще немножко тронулся. Федеральный совет опубликовал официальное коммюнике, начинающее словами «ХАМАС должен быть запрещен в Швейцарии». Начало хорошее. Но… Чтобы эта декларация превратилась в закон, на заседании 21 февраля было решено провести консультации по проекту необходимой юридической базы. Консультации продлятся до 28 мая 2024 года, то есть принятие решения снова затягивается. Ну ладно, допустим.
Не может не радовать то, что проект «федерального закона, запрещающего ХАМАС и связанные с ним организации», нацелен, как следует из его названия, не только на сам ХАМАС, но и на все структуры, служащие ему прикрытием, формируемые им или действующие по его приказу и от его имени. Кроме того, Федеральный совет сможет запрещать организации и группировки, считающиеся террористическими, находящиеся в тесном контакте с ХАМАСом и его лидерами и имеющие сходные с ним цели и средства их реализации.
В коммюнике подчеркивается также, что этот запрет станет «залогом юридической безопасности» и «превентивно-репрессивной мерой, которая может проявляться по-разному». Далее уже более человеческим языком разъясняется, что имеется в виду под «разным». Выходит, что запрет ХАМАСа призван сократить риск того, что эта и связанные c ней организации станут использовать Швейцарию как «полосу отвода», и что террористические акты будут совершаться на территории ее самой. Запрет позволит органам уголовного преследования действовать более свободно и эффективно в применении таких превентивных полицейских мир, как запрет на въезд в страну или высылка из нее. Запрет должен также помочь быстрее разбираться в сложных схемах финансовой поддержки ХАМАСа и выявлении возможных посредников: в случае возникновения подозрений швейцарское Бюро информирования по отмыванию денег, действующее под эгидой Федеральной полиции, сможет более легко обмениваться данными со своими партнерами за рубежом. Наконец, указывается, что ХАМАС и относящиеся к нему организации и группировки квалифицируются как террористические в соответствии со статьей 260ter Уголовного кодекса Швейцарии. Любая поддержка этих организаций карается лишением свободы на срок до 10 лет, а для лиц, имеющих решающее влияние в таких организациях, - до 20 лет.
Все это звучит разумно. Единственный бемоль в тексте содержится в самом последнем его параграфе, который точно не назовешь десертом: правительство предлагает ограничить срок действия еще не принятого закона пятью годами, поскольку «запрет ХАМАСа имеет важные последствия для организаций, группировок и частых лет, которых он касается». Так разве не для того и принимается закон, чтобы иметь важные последствия? Или члены правительства надеются за пять лет перевоспитать террористов? Странно, согласитесь. Однако предусмотрительный Федеральный совет оставил лазейку: парламент будет иметь возможность продлить действие закона в рамках обычной законодательной процедуры, без дополнительных консультаций.