Региональные власти продолжают искать рецепты удержания молодежи в регионах. Очередное предложение накануне озвучила вице-премьер правительства Ульяновской области Марина Алексеева. Говоря о проблеме оттока молодежи из региона, Алексеева, в частности, призналась: в правительстве не против, чтобы ульяновцы учились за пределами области, важно, чтобы они возвращались. С этой целью власти предложили внедрить индивидуальный подход. По заявлению ульяновской чиновницы, «дети, которые уезжают получать образование, в большинстве своем не возвращаются, а это наш генофонд».
В качестве одного из решений проблемы в Ульяновске увидели индивидуальное сопровождение: с момента, когда молодежь покидает регион, до момента, когда она выбирает место работы. По оценкам регвластей, есть шанс, что треть уехавших вернутся на малую родину после учебы, например, в столичном вузе. Глава региона Алексей Русских ранее уже предпринял попытку практической реализации обозначенного подхода: он лично встречался со студентами Бауманки, предлагал им вернуться после оконяания вуза в Ульяновскую область для работы на местных предприятиях.
Очевидно, что конкретных рычагов воздействия на уехавших у местных властей нет. Уговаривать человека, который пять лет прожил и проучился в Москве, вернуться «в глушь, в Саратов», конечно, можно. Однако идея априори выглядит не особо перспективной. Встает ключевой вопрос: что могут предложить власти субъектов, чтобы вузовские выпускники возвращались в родной город из условного Петербурга или Москвы? Речь должна идти и о высокооплачиваемых рабочих местах (а с ними в субъектах сегодня, за исключением сектора ОПК, не так и просто обстоят дела), молодыми специалистами востребована качественная инфраструктура в самом широком понимании этого слова – хорошие дороги, нормальное здравоохранение, образование, низкий уровень преступности, возможности культурного досуга. Все это автоматически проецируется на проблему демографии: какая мотивация рожать в месте, которое в принципе неудобно для жизни?
То, что главы регионов находятся в поиске решения проблемы – хороший знак, свидетельствующий о понимании проблемы. Другой вопросы, что зачастую у региональных управленческих команд существует соблазн пойти по «китайскому» варианту, когда у жителей сел попросту забирают паспорта, чтобы они не могли уехать в мегаполисы. Сейчас аналогично, но по другой причине, действует президент Беларуси Лукашенко, который запретил уехавшим за границу гражданам страны переоформлять документы в посольствах и консульствах, для получения нового паспорта нужно вернуться на родину. Судя по всему, некоторым губернаторам такие инструменты приходятся вполне по душе. Однако далеко не все в субъектах еще осознали, что вопрос удержания молодежи – комплексный, многоаспектный. И, что самое главное, волшебной таблетки тут точно не существует.