В середине лета 1950 года началась гражданская война в Корее. СССР поддержал коммунистическую КНДР на севере, а США - капиталистическую Республику Корею на юге. Для защиты своих границ советское руководство приняло решение усилить Дальневосточную военную группировку.
Приказ передислоцироваться получил 821-й истребительный авиаполк 190-й истребительной авиадивизии, состоящий из трех эскадрилий старых американских истребителей, полученных еще по ленд-лизу.
Новым местом расположения подразделения стал военный аэродром Тихоокеанского флота рядом с селом Сухая Речка. 7 октября 1950 года приказ был получен, а утром 8 числа все самолеты уже выстроились в ряд на новом аэродроме. Никто из военных не ожидал того, что произошло в 16.17 того же дня.
Из-за дальних сопок вылетели два реактивных самолета, которые, пролетев над аэродромом, развернулись и открыли огонь.
В результате короткой атаки 6 советских истребителей получили повреждения, а одна машина полностью сгорела. О людских жертвах не сообщалось, однако в списке памятников Хасанского района Приморского края под №106 значится «братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении атаки американских бомбардировщиков в 1950 году» (на территории военного городка Сухая Речка).
Штурмовали советский военный аэродром американские истребители F-80 «Шутинг стар». 9 октября в Москве советнику-посланнику посольства США в СССР У. Барбуру была вручена нота протеста с требованием провести расследование инцидента. Всю последующую неделю советское правительство не могло понять, что это было: ошибка или целенаправленная провокация.
20 октября 1950 года президент Гарри Трумэн обратился к ООН и признал вину США. Он объявил, что сожалеет о нарушении границ СССР и нанесении ущерба. США извинялись и предлагали советской стороне материальную компенсацию. По словам президента, все виновные должны были понести наказание в соответствии со степенью их вины. Неофициально обе стороны решили не афишировать историю с налетом на аэродром в районе Сухой Речке.
По заверению США, атака произошла из-за навигационной ошибки. Один из американских пилотов Олтон Квонбек говорил, что их целью был северокорейский военный аэродром Чхогджин. Из-за низкой облачности и сильного ветра они сбились с курса и через просвет в облаках увидели реку, текущую по долине, окруженной горами. Заметив грузовик, едущий по дороге, они проследили за ним, и вышли на аэродром, на котором стояли самолеты с красными звездами на крыльях.
Горючее было на исходе и пилоты, посчитав, что перед ними аэродром Чхогджин разбомбили его. Только, отстрелявшись по цели, на обратном пути пилоты заметили остров, которого нет рядом с базой Чхонджин, и поняли, что ошиблись.
Однако в официальную версию мало кто поверил. Сомнительно, что профессиональные пилоты на современных реактивных самолетах могли сбиться с курса и на 100 километров проникнуть вглубь советской территории просто из-за сильного бокового ветра.
Не верил в ошибку и очевидец событий, в то время командующий 64-м авиационным корпусом генерал-лейтенант Георгий Лобов. Он вспоминал, что 8 октября 1950 года стояла ясная погода, и солнце светило ярко. При этом очертания аэродрома и вид окрестностей Сухой Речки совсем не походили на северокорейскую базу и пейзаж вокруг нее, а ведь перед вылетом пилоты обязательно получают информацию о будущей цели и знакомятся с ее снимками.
Правдоподобней звучит версия о преднамеренной провокации, цель которой - втянуть СССР в Корейскую войну, что привело бы к ее международной изоляции. Все лето и осень 1950 года американцы и их союзники, пренебрегая международными правовыми нормами, провоцировали СССР.
Ночью 26 июня группа южнокорейских боевых судов обстреляла советское судно «Пластун». В результате нападения погиб капитан-лейтенант Колесников, были ранены его помощник лейтенант Ковалев, рулевой и сигнальщик. Заставить провокаторов отступить помог огонь из крупнокалиберной пушки и пулемета ДШК.
4 сентября неопознанный эсминец взял прямой курс к порту Дальний. Для выяснения ситуации был выслан советский самолет-разведчик в сопровождении двух бортов. На подходе к цели группу атаковали 11 американских истребителей. Скоротечный воздушный бой закончился не в нашу пользу. Разведывательный самолет подбили, а его командир, старший лейтенант Корпаев, и все члены экипажа погибли.
Ясно, что налет на аэродром Сухая Речка был звеном в цепи провокационных действий. Однако из-за наличия прямых доказательств вины и неоднозначной реакции на этот инцидент со стороны ООН Штаты решили извиниться и признать ошибку.
Александр Бражник
https://russian7.ru/post/kak-samolyoty-ssha-bombili-sovetski...