Некоторые ошибочно относят Яниса Пинупса к так называемым «лесным братьям», которые боролись против советской власти. Однако Пинупс был всего лишь обычным дезертиром. В 1944 году ему удалось бежать в родную деревню прямо с поля боя. В подполье он прожил около полувека.
До Второй Мировой войны жизнь уроженца населенного пункта Пелечи Латвии Яниса Пинупса мало чем отличалась от жизни его современников. Он, как и его братья Станислав и Эдвард и сестра Вероника, помогал родителям по хозяйству, а после окончания школы поступил в Яунаглонское профессионально-техническое училище. Но во время войны и отец, и мать Яниса умерли от тифа, а он сам в августе 1944 года был призван в Красную Армию. Но долго он на фронте не пробыл. Пройдя короткую подготовку, Пинупс поучаствовал всего в трех боях, последний их которых произошел в лесах неподалеку от местечка Мадлиена.
В ходе сражения Янис Пинупс получил тяжелую контузию и потерял сознание. Он очнулся, когда вокруг уже не было ни советских, ни немецких солдат. Решив воспользоваться этим моментом, Янис отправился домой. Так, как отмечает Донатас Грейзис, автор книги «Безмолвная война» («Karš, par kuru klusēja», Donats Greizis), Пинупс стал дезертиром. Он преодолел около 250 километров пешком. По пути в деревне Кокнесе молодой человек повстречал фермеров, которые снабдили его гражданской одеждой. 7 октября 1944 года Янис постучался в окно родного дома.
О возвращении Яниса Пинупса никто не знал, кроме его братьев и сестры. Родственники, которые выдавать Яниса не собирались, даже после окончания войны всеми силами скрывали его местонахождение. Поэтому жители деревни считали, что Пинупс пропал без вести или вообще погиб. А в это время дезертир жил в лесу и только по ночам появлялся дома. Позже он перебрался в сарай, располагавшийся во дворе его родного дома, где и вырыл в навозе небольшую землянку. О том, что Янис Пинупс прятался под землей, пишет в своей книге «Обман» и Эдвард Лукас («Deception», Edward Lucas).
Впрочем, Янис порой выбирался и наружу: он помогал Станиславу, Эдварду и Веронике, ходил в лес за грибами и ягодами. Но даже через много лет все это Пинупс делал так, чтобы остаться незамеченным для соседей и других односельчан. И на то были свои причины. Дело в том, что в 1970 году он решил, что в связи с возрастными изменениями его уже никто не узнает, и вышел к людям. Однако на автобусной остановке Янис встретил человека, который заявил: «Я знаю тебя. Только имя позабыл». После этого случая Пинупс снова ушел в подполье.
Янина Курсите, автор книги «Сфумато несфумато» («Sfumato nesfumato», Janīna Kursīte), утверждает, что таким образом Янис Пинупс провел более полувека. За эти годы в жизни семьи дезертира многое изменилось. В 1950-х годах родные Пинупса перебрались в другую деревню, где отстроили новый дом. Янис же предпочел остаться на прежнем месте, в заброшенном доме без электричества. Когда братья «подпольщика» скончались, все заботы о нем легли на плечи Вероники. Та, будучи привлекательной женщиной, так и не вышла замуж: она боялась, что если в семье появится новый человек, Яниса обязательно арестуют.
Янис и сам постоянно боялся. Даже после признания независимости Латвии в 1991 году Пинупс не решился объявиться: в стране еще оставались советские войска. Спустя 3 года последние российские военные покинули Латвийскую Республику, и только тогда беглец пришел в полицейский участок. Пинупс объяснил свое дезертирство религиозными убеждениями. По словам уже 70-летнего старика, он даже не мог зарезать курицу, не то, что убить человека. Янису удалось ни разу не воспользоваться оружием и на поле боя. До конца жизни он посещал церковь каждое воскресенье. Умер Янис Пинупс в 2007 году в возрасте 82 лет.