Уже более 50 первоочередных дел накопилось у Дональда Трампа к тому дню, когда пройдет инаугурацию и сможет наконец-то приняться за их выполнение. И чем ближе этот знаменательный день, тем гуще лес идей американского президента. Вчера, например, он заявил о возможности объявления чрезвычайного положения в экономике страны. Причем этот план плавно вытекает из предыдущих угроз о введении высоких пошлин как для союзников, так и для противников США. Дальше – больше.
Что вы думаете о переименовании Мексиканского залива в Залив Америки? Трамп уверен, что «это красивое название, и оно уместно». Правда, механизм реализации этой инициативы у него еще, видимо, не готов. А вот по Канаде и Гренландии больше ясности. «Присоединение Канады к США действительно было бы чем-то особенным» – это звучит почти поэтично. Тем не менее Дональд Трамп уже пообещал использовать «экономическую силу», чтобы добиться присоединения Канады в качестве 51-го штата США.
А на прямой вопрос о возможности военной конфронтации из-за Гренландии или Панамского канала он ответил буквально следующее: «Я не могу дать гарантий ни по одному из этих двух вопросов, но могу сказать следующее: они нужны нам для экономической безопасности». И для защиты «свободного мира».
Примечательно, что поддерживающий избранного президента США Дональда Трампа Илон Маск нацелился на Европу. Он разрушает отношения с основными союзниками США в странах Большой семерки. Например, критикует правительства Германии и Великобритании, канцлера Олафа Шольца называет «дураком», а президента Германии – «тираном».
При этом совершенно неясно, каковы его мотивы, есть ли у него конечная цель за пределами провокаций и какой она может быть. Президент Франции Эммануэль Макрон использовал внешнеполитическое обращение 6 января, чтобы обвинить его в попытке разжечь «реакционный альянс» по всей Европе.
А Трамп все больше напоминает слона в посудной лавке. Причем не исключено, что он также сметет с полки главу Федеральной резервной системы США. Причем – уже в первую неделю своего пребывания на президентском посту. Правда, Джером Пауэлл со своего поста главы ФРС уходить не собирается. А президент не может его сместить по закону. По крайней мере, именно так Джером Пауэлл охарактеризовал положение вещей после заседания Совета FOMC по ставке еще в ноябре.
Возможно, Дональд Трамп, которому всегда удавалось избегать судебных последствий, считает, что выиграет любую юридическую битву. В том числе и с главой ФРС США. Ну в самом деле, если он размахнулся на расширение Соединенных Штатов от Гренландии (на фото) до Залива Америки, то уж с одним 70-летним госчиновником как-нибудь справится!
Зачем Дональду Трампу нужно расформировать ФРС? Все просто. Его политика предполагает рост инфляции и ухудшение на рынке труда. А двойным мандатом Федрезерва США являются:
То есть процентные ставки будут оставаться высокими. А когда они растут, инвесторы опасаются, что сильная экономика будет означать еще более высокие их показатели. То есть доллар США будет укрепляться (график 1), а цены на акции, наоборот, могут упасть, несмотря на экономическую мощь страны.
Сейчас рынок твердо настроен на единовременное снижение ставки ФРС в 2025 году. Так что президент либо сменит свои планы, либо – надавит на Центробанк. Выбор очевиден. А вот его последствия – нет. Недаром входящий в Совета управляющих ФРС США Кристофер Уоллер заявил на днях, что не знает, что будет дальше...
А его коллега Мишель Боуман считает, что при корректировке процентных ставок «следует проявлять осторожность» и при этом «воздержаться от предвзятого отношения к будущей политике новой администрации». «Я вижу большие риски для ценовой стабильности, хотя возможно ухудшение условий на рынке труда», – предупредила она.
Тем временем опубликованные в среду протоколы заседания ФРС от 17–18 декабря показали, что политики считают, что условия на рынке труда «постепенно улучшаются», и не видят «никаких признаков быстрого ухудшения». Однако они отметили, что «показатели рынка труда заслуживают пристального мониторинга».
В Бежевой книге ФРС за ноябрь 2024 года, опубликованной перед декабрьским заседанием, говорится следующее о рынках труда. «Активность найма была сдержанной, поскольку текучесть кадров оставалась низкой, и лишь немногие компании сообщили об увеличении численности персонала. Уровень увольнений также, как сообщается, был низким. Контакты указали, что они ожидают, что занятость останется стабильной или немного вырастет в течение следующего года, но многие были осторожны в своем оптимизме относительно любого подъема активности найма».
При этом специалисты отмечают, что данные по рынку труда США указывают на замедление. Но подчеркивают, что это замедление не обязательно нездорово. «Найм может и ослабевает, но не рушится», – отмечают экономисты Wells Fargo. «И хотя предприятия не ищут столько работников, сколько год или два назад, они также не увольняют работников в массовом порядке».
Что касается увольнений, то на этой неделе в США вышли сразу два отчета по данной теме – за ноябрь и декабрь. Данные Бюро статистики труда США (JOLTS) зафиксировали, что в последний месяц осени число уволенных в США сократилось до 3,065 млн человек (график 2). То есть вышло на самый низкий уровень с августа 2020 года.
В то же время отчеты компании Challenger, Gray & Christmas, Inc., которая помогает уволенным работникам, отчиталась о порядка 38 792 сокращениях рабочих мест в декабре 2024 года (график 3). Что является наименьшим показателем за пять месяцев. Согласно расчетам, в ноябре приходилось 1,13 вакансий на каждого безработного, по сравнению с 1,12 в октябре.
При этом число первичных заявок на пособия по безработице в США упали 201 тыс. (за неделю, закончившуюся 4 января). То есть вышли на самые низкие показатели с февраля 2024 года (график 4). Для сравнения – прогнозы ожидали отчета в районе 218 тыс. заявок. И хотя эти еженедельные показатели очень нестабильны, их низкий уровень указывает как раз на стабильность рынка труда, который по-прежнему характеризуется низкими темпами увольнений.
Что касается найма, то на этой неделе вышли также два отчета – о вакансиях в ноябре и рабочих местах в частном секторе США в декабре. По данным JOLS, число открытых вакансий на рынке труда выросло до 8,098 млн в ноябре 2024 года. При этом прогнозы ожидали прибавки в 7,70 млн (график 5).
Между тем, согласно Automatic Data Processing, частные предприятия в США в декабре добавили всего лишь 122 тыс. новых работников (график 6). Что является наименьшим показателем за четыре месяца и ниже прогнозируемых 140 тыс. То есть частный бизнес в последний месяц 2024 года замедлил как найма, так и рост зарплаты.
Низкие увольнения укрепляют рынок труда и экономику в целом. В то же время, пока не станет ясно, какая численность персонала потребуется в новых экономических условиях при Трампе 2.0, найм и увольнения будут проводиться с большей осторожностью. В то же время, хотя работники остаются на своих рабочих местах, угольки инфляции продолжают тлеть. Например, данные от Института управления поставками показали, что цены за ресурсы в сфере услуг в декабре подскочили почти до 2-летнего максимума.
С другой стороны, признаки устойчивого охлаждения рынка труда могут позволить Центробанку США сохранить процентные ставки без изменений в январе на фоне все еще высокой инфляции. Тем более что никаких сигналов о внезапном крахе рынка труда или о надвигающейся рецессии нет.
Наоборот, судя по актуальной экономической статистике, экономика США, скорее, приближается к полной занятости, чем отдаляется от нее. И снижение ставок ФРС рынку труда точно не нужно. Однако не исключено, работодатели просто хотят посмотреть, как будут воплощаться в жизнь планы Дональда Трампа, который пообещал:
И хотя рынки уверены в январской паузе ФРС, более сильная статистика может растянуть эту паузу до марта и тем самым укрепить доллар США еще больше.
Прогнозы NonFarm PayrollsПохоже, без конкретики декабрьских NonFarm Payrolls снова никак не обойтись. Что предполагают увидеть в отчете эксперты?
Кстати, среднее арифметическое американских Нонфармов в 2024 году составляет ежемесячную прибавку в среднем на 180 тыс. новых рабочих мест (график 7). А условный водораздел американского Центробанка выглядит примерно так:
Причем уровень 125 тыс. представляет собой «золотую середину», т. е. некоторое равновесие рынка труда. Вот только 25 тыс. из этого числа нужно вычесть! Они приходятся на мигрантов, а их Дональд Трамп обещал депортировать.
Итак, если NonFarm Payrolls принесут доказательства того, что рынок труда США был здоровым и стабильным в декабре, то американский Центробанк получит некоторую передышку для замедления темпов снижения процентных ставок. Но только пока инфляция остается вязкой, а экономика США – устойчивой.