Как бороться с пропагандой «Исламского государства», полиция пока не знает.
17 августа. Прекрасная Барселона, она же Барса на сленге российских туристов. Второй по численности населения город в Испании. Самая знаменитая улица Барселоны — пешеходная Рамбла, тянущаяся от площади Каталонии до порта. Мекка туристов и карманников!
16:50 (17:50 по Москве). Внезапно на пешеходную зону Рамблы выворачивает белый микроавтобус и более 500 метров несется, давя и снося бампером людей, пока не врезается в киоск. Находившиеся в микроавтобусе мужчины выпрыгивают наружу и пытаются скрыться.
Вскоре полиция задерживает одного из них. Второй погибает в перестрелке со стражами правопорядка. Пока одни полицейские ищут беглецов, другие перекрывают ближайшие станции метро и саму Рамблу.
Под вой сирен полицейских машин и карет скорой помощи, на самой знаменитой улице Барселоны начинают осматривать пострадавших, лежащих в лужах крови на мостовой. Те из пешеходов, кто попал под таран, но может передвигаться самостоятельно, отправляются в медучреждения.
Через некоторое время глава Каталонии Карлес Пучдемон скорбно резюмирует — пострадали не менее 80 человек и еще 13 погибли. Да, это не несчастный случай, а теракт.
По подозрению в причастности к нему задержаны уже два человека. Это выходцы из Марокко и североафриканского испанского анклава Мелилья. При этом машиной управлял кто-то третий, заявил Хосеп Луис Траперо, глава каталонских правоохранительных органов Mossos d'Esquadra.
Президент Российской Федерации Владимир Путин выражает соболезнования в связи со случившейся трагедией королю Испании Филиппу VI: «Решительно осуждаем это жестокое и циничное преступление, совершенное против мирных граждан. Произошедшее в очередной раз подтверждает необходимость реального объединения усилий всего мирового сообщества в бескомпромиссной борьбе против сил террора».
Тем временем жители и гости Барселоны не перестают перешептываться, пытаясь угадать, кто же стоит за кровавым преступлением. Барселонцы кивают на басков, туристы — на «Исламское государство» (террористическая организация, запрещенная в РФ).
После 22:00 становится понятно, что правы оказались именно туристы. Рейтер со ссылкой на связанное с ИГ информагентство Amaq сообщает, что ответственность за теракт в центре Барселоны взяло на себя именно «Исламское государство». Правительство Каталонии объявляет трехдневный траур…
…Ницца, Лондон, Стокгольм, вновь Стокгольм, вновь Лондон, теперь — Барселона. Оснований считать, что в ближайшее время в Европе эпидемия террористических автотаранов прекратится, увы, нет.
В пользу подобного вывода говорит продолжающийся отток в Европу радикалов из районов Ближнего Востока, где против боевиков успешно проводятся антитеррористические операции. Хотя, следует признать, что не меньшую, если не большую роль в развязывании террористической войны на европейском «театре военных действий» играет и пропаганда, осуществляемая «Исламским государством».
Благодаря отлично налаженной пропаганде эмиссарам ИГ часто удается создавать не только отдельные ячейки, но и целые подпольные сети своих сторонников исключительно «по удаленке». ИГ генерирует сетецентрическую модель исламистского терроризма, позволяющую террористами транслировать свои идеи через интернет в другие государства без личного контакта с гражданами этих стран.
Ни с чем подобным европейские правоохранительные структуры ранее не сталкивались. В результате, у европейских полицейских просто не оказалось действующих наработок по противодействию данной стратегии террористов… Учиться бороться с пропагандой ИГ Европе приходится прямо сейчас, платя за опыт, как это демонстрирует статистика погибших в результате терактов, очень дорогую цену.
Зафиксируем еще раз: ни одна из террористических группировок не смогла добиться таких успехов в пропагандистской работе, каких смогло добиться ИГ. Можно даже сказать, что «Исламское государство» и пропаганда — это сегодня едва ли не слова-синонимы.
На ИГ работают не только профессионально подобранные форма/содержание подачи материала, но и то, что идеология террористической группировки сама по себе выглядит привлекательно в глазах целевой аудитории — построение всемирного «Халифата» по образцу государства, существовавшего в VII в., в котором, конечно же, «царит справедливость и порядок».
Важнейшую частью общей пропагандистской политики мусульманских радикалов является салафитско-джихадистская пропаганда, которая подготавливает неофита к восприятию идей исламистских группировок. Думается, к месту будет процитировать фрагмент из аналитического доклада Александра Крупнова «Исламское государство». Пропаганда группировки и механизм ее распространения»:
«Исламскому государству» не надо объяснять своей пастве, зачем все это нужно — Халифат, шариат, джихад — они и так все это знают. Целевой аудитории нужно просто доказать, что именно ИГ отвечает всем этим идеалам. В ход идет все — от демонстрации военной мощи и идиллической картины мирной жизни в «Халифате» на видео и в фоторепортажах группировки, до прямого доказательства всех нужных тезисов в журнальных статьях местного «глянца».
В качестве ретрансляторов своей информации террористы изначально ориентировались на соцсеть Twitter, но позже переориентировались на мессенджер Telegram. Объясняется это не только его популярностью, бесплатностью и большим функционалом.
Наиболее привлекательным в глазах игиловцев стало то, что с 8 октября 2013 года в мессенджере появился режим «секретных» чатов. Он реализует шифрование, при котором лишь отправитель и получатель обладают общим ключом. В отличие от обычного режима, сообщения в «секретных» чатах не расшифровываются сервером, а история переписки сохраняется лишь на тех двух устройствах, на которых был создан чат.
Читайте также: Наша точка сборки: Андрей Союстов о смысле войны 08.08.08 для России
В целом, масштаб присутствия исламистов в Telegram, Twitter и иных соцсетях таков, что позволяет некоторым экспертам делать вывод о создании ИГ настоящего «виртуального Халифата». Последний постепенно превращается в неформальное саморегулирующееся общество, внутри которого неофициальные медиацентры «Исламского государства» по объемам генерируемого контента начинают обгонять централизованные официальные медийные подразделения ИГ.
Этот «виртуальный Халифат» создает для того же ЕС угрозу не только информационную, но и в прямом смысле слова террористическую. Ведь теракты, совершаемые уверовавшими в ИГ фанатиками-одиночками, это прямое следствие пропаганды исламистов, реализуемой посредством «виртуального Халифата».
Еще одна показательная цитата из доклада Крупнова:
Доходящие до крайней точки радикализации молодые люди сами определяют цели и методы своих атак. Общее у них одно — вдохновляют их на теракты именно идеи «Исламского государства», а потому стоит рассматривать это явление именно как парадигму в рамках «виртуального Халифата», а не как цепочку не связанных между собой событий.
Получается, что «виртуальный Халифат» в какой-то степени уже заменяет собой саму ИГ, продуктивно распространяя исламистскую пропаганду, осуществляя рекрутинг неофитов, а также планируя и приводя в исполнение теракты. Теоретически можно физически уничтожить наиболее многочисленные группировки ИГ в Сирии и Ираке, но как бороться с «виртуальным Халифатом», чьи владения разбросаны по всему интернету?
Ответа на этот вопрос пока у правоохранительных структур Европы нет. Как нет и действенной методики предупреждения и воспрепятствования терактам, осуществляемым с помощью таких подручных средств, как нож, топор или автомашина.
Читайте также: Эксперт: Ситуация вокруг КНДР гораздо ближе к войне, чем считают оптимисты
Уже понятно, что подсвечивание Эйфелевой башни в знак скорби по очередным жертвам терактов или перепост в соцсетях слогана «Je suis… (нужное вписать)», тут не помогут. Следует искать какие-то иные варианты противостояния продолжающемуся проникновению ИГ в Европу. Но что это будут за формы, европейские полицейские пока не знают. Или в силу разных причин не хотят знать.
Вывод очевиден. Теракты в Европе будут продолжаться, а их частота будет, увы, только нарастать.