В восемь лет отец Георгий пришел в монастырь. В 19 – принял постриг. В 24 люди называли его старцем. Позади был расстрел с чудесным избавлением, впереди тяжелая изнурительная болезнь. Он предвидел Вторую мировую войну, гражданскую войну в Греции (1946-1949). Со святыми старец Георгий общался так, как мы с друг другом: они являлись ему запросто, в жизни, на литургии. Можно сказать, что преподобный жил в двух мирах: на небе и на земле.
Преподобный Георгий отличался милосердием к ближним и врагам. При жизни и после его кончины засвидетельствованы исцеления многих безнадежно больных и случаи чудесной помощи.
Духовные советы преподобного Георгия можно сравнить с правилами дорожного движения, исполнение которых помогает избежать опасности и спасает жизни.
Жизнь преподобного Георгия начиналась трудно. Он происходил из понтийских греков. Рано осиротел. Первые годы после потери родителей его растила бабушка, однако она вскоре умерла. На всю жизнь Афанасий (имя святого до пострига) запомнит момент прощания с самым дорогим человеком после родителей. Умирая, бабушка молилась, чтобы Господь хранил и благословлял дорогого внука с нелегкой судьбой и оставила ему в подарок небольшую икону Пресвятой Богородицы.
После смерти бабушки семилетний Афанасий жил в семье старшего брата в Эрзуруме, городе на северо-востоке Турции, но там пришлось нелегко. Старший брат отнесся к нему жестоко, к тому же в его семье уже были свои дети и, чтобы не быть обузой, Афанасий, никого не предупреждая, вскоре ушел из дома брата.
Мальчик скитался, а в холодное зимнее время его принял в свой дом турок, оказавшийся тайным христианином. Это человеку приснился сон, в котором он услышал: «Ребенку, которому ты помог, предопределено привести многие души к Богу».
Сам Афанасий говорил, что попасть в монастырь в Тифлисе (сейчас Тбилиси) ему помог святой Георгий Победоносец. Афанасию тогда едва минуло восемь лет. Он вспоминал, как ощутил большую веру и сердечную чистоту, царившую в обители Живоносного Источника. Все деньги монахи хранили в одном помещении, дверь в которое даже не закрывали. Старец Георгий говорил: «Все были преданы Богу, никто не интересовался деньгами».
Игумен монастыря принял Афанасия, защищал и воспитывал, стал духовным наставником. Истосковавшийся по доброте и заботе мальчик быстро привязался к настоятелю, полюбил его как отца. Афанасия научили ткать, шить, готовить еду и многим другим монашеским послушаниям, которые он выполнял с готовностью – он чувствовал себя частью большой дружной семьи, о которой всегда мечтал.
Когда Афанасию исполнилось 18 лет, он вполне осознанно принял решение стать монахом. В постриге ему дают имя Симеон. Это произошло 20 июня 1919 года. Осталось предание: била и колокола во время пострига сами собой пришли в движение и зазвонили. Это при том, что после революции 1917 года из-за гонений звонить в колокола было вовсе запрещено.
В скором времени монастыри начали закрывать, а монахов арестовывать или изгонять из обителей. Симеон, как и другие, был взят под стражу. Его унижали, пытали и даже расстреливали.
Это случилось на Пасху. Ночью заключенные монахи запели пасхальный тропарь: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробах живот даровов». Вдруг стены тюремного здания задрожали, а двери сами открылись. Сначала решили – началось землетрясение. Однако многие неспавшие в праздничную ночь увидели в небе трех святых с Крестом в руках. Это видение пропало только на рассвете.
На следующее утро Симеона вместе с другими заключенными повели на расстрел, к краю глубокого обрыва. В Симеона попало три пули, он упал со скалы, однако оказался жив. Одна из пуль попала в металлическую оправу маленькой иконы, которую ему когда-то подарила бабушка и которую он с тех пор носил в кармашке напротив сердца.
Врач, осматривавший Симеона, сообщил ему, что по существующему закону раненого, но не убитого при расстреле человека освобождают. Действительно, Симеона отпустили и больше не тревожили.
В сентябре 1925 года Симеон принял священный сан и получил новое имя – Георгия в честь святого Георгия Победоносца. Рукоположение совершал митрополит Иоанн Циапараскис в храме в честь святого Мины в Схете Грузинской. В скором времени люди стали относиться к молодому священнику с уважением, заметив не свойственную возрасту рассудительность и мудрость. Отец Георгий словно видел насквозь каждого человека, знал его мысли и намерения, но при этом старался как можно аккуратнее и мягче указать человеку на причину его бед. 24-летнего священника народ называл старцем.
В 1929 году один из духовных учеников отца Георгия, Яннакидис, помог ему вернуться в Грецию. Через год священник оказался в селении Сипса под городом Драма. В 1934 году здесь был построен небольшой монастырь в честь Вознесения Господня, и в этом месте отец Георгий провел все остальные годы своей жизни.
После пыток в тюрьме Тифлиса старец очень страдал от тяжелой болезни, из-за которой не мог передвигаться сам, часто не был в состоянии себя обслуживать. Его поддерживали духовные чада. Отец Георгий вспоминал: «Я был почти парализованным. Однажды вечером я, кажется, выплакал все слезы души моей. Тогда явился мне один старец и спросил:
– Почему плачешь, дитя мое?
– А кто ты? – спросил я его.
– Я святой Николай. Приходи, найдешь меня. Я буду за этой горой.
На другой день я его разыскал. Шел на четвереньках. Истек кровью… Взял с собой и батюшку, и мы совершили Таинство Елеосвящения. Помазался по всему телу. Стал здоров с помощью святого и с тех пор мог сам есть».
Хоть и монах, отец Георгий говорил: «Пост, бдение, молитва – дарования небесные. Нужны и дела, защита и помощь бедным». Деньги, передаваемые за сорокоусты, панихиды, отец Георгий раздавал нуждающимся. Одевался в изношенную одежду, а от предложений сшить новый подрясник всегда отказывался: «Тридцать лет он на моих плечах, с ним и уйду».
Несмотря на остававшуюся при физических нагрузках скованность, старец не прекращал заниматься огородом, изготовлением пряжи, вязанием и шитьем.
Но аскетизм святого – не значит только мало есть, мало спать и самому заниматься огородом. Главный аскетизм любого христианина, а тем более человека с благодатными от Бога дарами – не возгордиться, не приписать все заслуги себе. Когда к старцу приходили безнадежно больные люди, он посылал их к святыням, к известным иконам, велел там молиться, помазываться маслом. И сам, конечно, молился за человека. А когда Бог даровал больным исцеление, старец всегда говорил – это потому, что человек посетил святыню, полностью «убирая» себя из истории выздоровления.
Терпением страданий ради Христа отец Георгий получил от Господа дар чистого сердца и сердечной молитвы, которую Господь исполнял. Часто оказывалось, что он знал имена людей, которых видел впервые, или без слов понимал нужду обратившихся к нему за помощью людей. Старец предвидел Вторую мировую войну, болгарскую оккупацию Македонии и гражданскую войну в Греции.
После Причастия отец Георгий мог не есть по четыре дня – Господь поддерживал своего монаха. Подолгу молился в келье, на богослужениях. Часто молился в полночь, отмечая: «Ночью открыты Небеса, и молитвы слышнее». Некоторые христиане во время богослужения видели, как старец передвигается по храму, не дотрагиваясь ногами до пола. Когда один из очевидцев с изумлением рассказывал другим об этом чуде, отец Георгий ему строго наказал больше этого не делать: «То, что видишь, не говори другому».
Хорошо его знавшие люди замечали в поведении старца юродство, за которым он старался скрыть свои явные дарования.
Много было и желающих стать чадами отца Георгия, «прозорливого священника», но старец брал таких, кто был бы способен его услышать.
При необходимости старец мог проявить строгость. Например, одной вдове, которая по легкомыслию не позвала священника, чтобы причастить умирающего мужа, старец запретил причащаться, пока она не прочитает за семь дней Псалтирь, соблюдая при этом строгий пост, посещая службы и подавая милостыню – настолько важным для души умирающего считал отец Георгий последнее Причастие и какой печалью, когда близкие об этом не заботились. И мы помним, как терзаясь тем, что ее муж перед смертью не покаялся и не причастился, Ксения Петербургская всю оставшуюся жизнь «за него» каялась, приняв подвиг юродства.
Отец Георгий понимал, что главный грех человека – его эгоизм, себялюбие, который мог проявляться по-разному: у кого-то в надменности, у другого в безответственности, у третьего – в скупости, у четвертого – в обидчивости и непрощении. Поэтому и епитимью назначал соответственную, что не всегда человек сразу осознавал.
Как-то к отцу Георгию на исповедь пришла женщина, которая должна была помочь роженице после родов с ребенком, но не исполнила обещания. Новорожденный умер. В качестве епитимии отец Георгий послал женщину в соседние деревни просить милостыню, а собранное раздать нищим. Женщина спросила, может ли она просто отдать нищим свои деньги? Священник ответил: «Грех этот не прощается деньгами, но попрошайничеством, чтобы смириться, чтобы ушел эгоизм, чтобы – носом до земли».
Отец Георгий называл совершение милостыни одной из самых главных добродетелей и напоминал: «Молитва без милости мертва… Творите милостыню нуждающимся. Милостыня и молитва идут рука об руку».
Был случай, когда отец Георгий упрекнул двух пришедших к нему женщин в том, что они когда-то не дали двум солдатам воды: «Если хотите приходить к старцу, будьте внимательны в своих делах, обличайте самих себя, чтобы вас любил Бог и радовался старец».
Старец предвидел время своей кончины. Как только начался 1959 год, он говорил своим духовным детям: «В этом году я уйду… Следует мне уйти грешному… Воля Божия есть мне уйти. Грех очень продвигается. Мир во грехе валяется и не понимает того. И это меня утомляет, не выдерживаю. Жалею только сад свой, в котором деревья не успели окрепнуть и с первым ветром согнутся. Овцы мои рассеются… Придут, однако, другие… Не расстраивайтесь. Все мы уйдем из этой жизни. Мы – пришельцы здесь. Сюда пришли показать наши труды и уйти…»
За четыре дня до своей смерти старец показывал на пальцах навестившему его духовному чаду количество оставшихся ему дней жизни. 4 ноября 1959 года отец Георгий мирно отошел ко Господу.
К его гробу шла непрерывная цепь людей, желающих проститься. Даже те, кто целовал руку усопшего святого, прощаясь с ним на третий день после его смерти, отмечали, что она была теплой. Он словно тихо и мирно спал. Во время совершения погребения, когда гроб с телом почившего опустили в могилу, все собравшиеся заметили, что два кипариса неожиданно низко склонились, будто отдавая последний поклон святому. Множество птиц долго летало вокруг храма. Пернатые совсем не боялись людей и подлетали очень близко к могиле и собравшимся возле нее скорбящим духовным чадам старца.
Преподобный Георгий (Карслидис) был прославлен в лике святых почти через полвека, уже в 2008 году, а день его памяти совершается 6 ноября.
Советы старца Георгия многие греки, почитающие святого, передают из уст в уста. Они звучат просто, но их исполнение требует нравственных усилий и работы над собой. С другой стороны, их можно сравнить с правилами дорожного движения, исполнение которых помогает избежать опасности и спасает жизни.
Путь людей
Перед смертью старец сокрушался о злобном расположении многих сердец, которое приводит человечество к духовному и физическому самоуничтожению: «Чем больше проходят годы, тем ближе мы к катастрофе. Бог жалеет нас. Бог не хочет этого… Люди удалились от простодушия и доброты. Каждый день все их заботы в шествии ко злу. Сколько лет они идут к гибели, но Бог того не желает».
Старец говорил: «Великое достоинство и награду имеет тот христианин, который любит всех собратьев и первым прощает тех, кто сделал ему зло. Любите всех людей, еще и врагов ваших. Это самое основное. Всегда имейте любовь и к тем, кто нас любит, и к тем, кто нас ненавидит. Простим им и будем любить всех, и пусть нам делают хоть самое большое зло. Тогда будем истинные чада Божии…. Как духовные мои чада, любите вообще мир, без всякой ненависти. Тогда только вы будете чада старца – сейчас и в жизни вечной. Проповедуйте только любовь, основной закон Божий».
Старец запрещал подходить к Таинству Святого Причащения тем людям, кто не хотел простить своих ближних. Он их просил: «Пойди попроси прощения, смирись, примирись и потом приходи исповедоваться».
Не расточайте бесцельно, что честно заработали
Преп. Георгий советовал вдумчиво подходить к планированию своих расходов и распоряжению заработанными средствами: «То, что вы приобрели честно, не расточайте бесцельно».
Двери бедных
«Живите честно и смирно. Сколько можете, простирайте руку вашу на милость… Стучите в двери бедных, болящих, сирот. Более же предпочитайте дома скорбящих, нежели дома радующихся. Общайтесь с бедными и с людьми, которых остальные унижают… Всегда старайтесь любить старых, сирот и бедных. Не обижайте никого…
Если делаете добрые дела, будете иметь великую награду от Бога. Удостоитесь видеть чудеса и в иной жизни будете иметь бесконечное веселие».
Чудеса по молитвам к старцу Георгию
Многие чудесные случаи по молитвам к святому происходят и в близкое к нам время.
В 1989 году в греческой семье Кулиармоса появился на свет мальчик, глаза которого не открывались. Родители были согласны на хирургическое вмешательство, но живущая по соседству женщина дала им почитать книгу о святом старце Георгии.
В тот момент, когда отец начал вслух читать жизнеописание святого, новорожденный громко заплакал, стал тереть ручками глазки, а потом их открыл – врачи констатировали, что ребенок видит. Через два года благодарное семейство отправилось в монастырь, чтобы поблагодарить преподобного, помолиться перед его гробом. Исцеленный мальчик не хотел уходить от гроба святого, целовал его фотографию и кричал «батюшка». Родители со слезами радости благодарили старца.
«Не оставляй меня на операцию!..»
В 1990 году вдова Мария Ситариду прочитала книгу о святом старце Георгии. После этого у нее появилась надежда на исцеление тяжело больной дочери Домны. Она рассказала дочери о старце, и они вместе поехали на его могилу. У Домны была липома величиной с грецкий орех, грозившая перерождением в злокачественную опухоль. Девушка очень боялась операции. Со слезами молилась она старцу на его могиле: «Прошу тебя, не оставляй меня на операцию!..» Через неделю опухоль исчезла.
Автомобиль чуть не упал в пропасть
Священник Анастасий Моисиадис нечаянно заснул за рулем. В это время ему приснилось, будто из-за кустов выходит старец Георгий и он может на него наехать. От испуга он резко нажал на тормоз и проснулся. Оказалось, что, если бы автомобиль проехал еще немного, то упал бы в пропасть. Старец Георгий был духовником этого священника.
Добрый молитвенник
К святому Георгию смело могут обращаться за помощью те, кто потерял близких, у кого тяжелая болезнь, кому трудно простить обидчика или принять ответственное решение. Мудрый и добрый молитвенник подобно святителю Николаю Чудотворцу как при жизни многих исцелил, накормил и воодушевил, так и после смерти продолжает с любовью заботиться о всех людях, которые с верой просят его о поддержке.
При подготовке статьи были использованы источники:
Запись Преподобный Георгий (Карслидис): «Молитва без милости мертва» впервые появилась Милосердие.ru.