Увлечение каким-то делом, занятием, видом отдыха появляется у всех по-разному. У кого в детстве, у кого в юности, а кого-то "накрывает" уже в зрелом возрасте. Впервые в горы Елена Моисеева отправилась лет в пятнадцать. Это были Таганай, хребет Уреньга. Отец был военным и на тот момент служил в Чебаркуле. Романтика туристических походов с палатками, песнями у костра не могла не захватить девушку, которая жила в окружении красивейших лесов и гор. Но из всей этой романтики больше всего в душу запали именно горы, их красота, неповторимость, величие и стать.
Казалось бы, всё это так и останется лишь приятным воспоминаниями юности. Елена вышла замуж, вернулась в Магнитогорск, родила сына. Муж - любитель рыбалки, горы - не его стихия. Поэтому женщина, подчинившись обстоятельствам, отложила на неопределённый срок мечту попасть на вершину. Прошло около двух десятков лет.
- Не скрою, желание пойти в горы никуда не девалось, - призналась Елена. - Предлагала мужу, но он наотрез отказывался. Я его понимаю - это не входит в сферу его интересов. А в прошлом году в социальной сети познакомилась с Ириной и Евгением Григорьевыми, которые ходят в горы и водят туда группы. И потеряла покой. Хотя, честно сказать, сначала робела - справлюсь ли. Первый раз на Айгир муж одну не пустил, отправил со мной сына. Было сложно, страшно - потому что подъём непростой, вертикальный, с канатами и шатающимися курумами, то есть большими камнями. По большому счёту, наверное, это была проверка "на вшивость" - либо поймёшь, что это твоё, и будешь стремиться в горы снова и снова, либо отступишься. Я не отступилась, а сын больше никогда не ходил, его не впечатлило. Но муж, посмотрев фотографии, согласился с моим увлечением и не против, что многие выходные и отпуск предпочитаю проводить именно в горах. Так и живём: я уважаю его выбор, как отдыхать, он - мой.
Елена признаётся, что бывают обстоятельства, которые останавливают и не отпускают в очередной поход. Это может быть работа, болезнь. Но никогда - капризы природы. Ни дождь, ни снег, ни ветер - не помеха. Напротив, говорит Елена Моисеева, чем вредней погода, тем интересней преодолевать препятствия.
Последний подъём был 14 нояб-ря. До этого из-за болезни, ковидной пневмонии, был большой перерыв. В течение полутора лет Елена ходила в горы практически каждую неделю, а здесь пришлось долго восстанавливаться. Восхождение на тысячник требует хорошей физической подготовки. А когда задыхаешься, это проблематично. Но именно природа, была уверена женщина, поможет скорей восстановить силы. И, получив разрешение медиков, тут же отправилась на очередное покорение - теперь на Курташтау, одну из живописных вершин хребта Урал-Тау.
Пока Магнитогорск по-осеннему гол, в горах настоящая зима. Представляете, каково это - попасть из серых каменных джунглей в зимнюю сказку? Да здесь одни эмоции вылечат! Двадцать километров по сугробам и дремучему лесу буквально вернули Елену к жизни. Обратно с вершины съезжали на пятой точке - непередаваемые эмоции, возвращающие в детство. Дурачились, кувыркались в снегу.
- Такое впечатление, что постоянно живу этими эмоциями, толком и не возвращаясь в обычную жизнь, - смеётся Елена Моисеева. - Теперь жду 29 ноября, когда поеду в Южноуральский заповедник. Смотрю фотографии, изучаю место, куда отправлюсь. Оцениваю свои силы. Сначала собиралась 22 ноября идти, но взвесила всё и поняла, что не справляюсь пока после заболевания с такой нагрузкой - тысячник будет сложный.
Группы, как правило, смешанные. Кто-то идёт быстрее, кто-то тормозит. Но в горах все как одна команда, ко всем относятся с пониманием и взаимопомощью. Случаются же походы с элементами экстрима. Так, в конце августа на Таганае на Двуглавой сопке пришлось осваивать скалодром, причём без предупреждения, экспромтом. Отступать некуда: идёшь - значит идёшь. А ещё и дождь со снегом был. Как тут обойтись без поддержки тех, кто рядом?
Что влечёт людей в горы раз за разом? Преодоление трудностей, красота, до которой нужно добраться?
- Природа - это лучший психолог. Работаю в ЕРКЦ, с людьми. А когда еду за город, забываю всё, как ластиком стираю, - рассказывает Елена. - Это перезагрузка.
И тут понимаю: настоящее хобби у человека именно такое, которое позволяет абсолютно отключиться от повседневных проблем. И пусть близкие не разделяют твоё увлечение. В конце концов, каждый имеет право на личное пространство. Увидев, как важно для Елены то, чем она занимается, как она стремится запечатлеть всю красоту, что видит наверху, и поделиться ею с окружающими, муж подарил ей хорошую фотокамеру. Теперь её снимки - настоящие шедевры.
Каждый раз Елена старается выбирать новые вершины. Как был прав Владимир Высоцкий: "Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал". Но женщина объясняет: это не только потому, что хочется увидеть новое. Важно и то, что не знаешь маршрута: по известному, да ещё и где было непросто, сложнее идти. Лучше не знать, что ждёт впереди, только разве в общих чертах.
Ребятам, с которыми идёт в горы Елена, она доверяет полностью. Хотя супруги Григорьевы называют себя любителями, подход к организации путешествий у них профессиональный. За семь лет они исходили горными тропами уже не сотни, а, наверное, тысячи километров. Обеспечивают группе дорогу, питание, проводников, регистрацию в МЧС, где это требуется.
- Немаловажно и то, что природа, горы, физическая нагрузка дают здоровье, - уверена Елена Моисеева. - Раньше у меня были частые ОРВИ, гипертония. Теперь перестала болеть вообще. Похудела килограммов на восемь. Ещё бы: за один тур 30-40 тысяч шагов, калории горят только так. Лишь ковид сумел меня на время притормозить с поездками. Но, думаю, именно увлечение позволит восстановиться как можно быстрей.
Чаще всего маршруты выпадают на горы Башкирии. Именно здесь, считает героиня, самые красивые места, такие разные, неповторимые, от которых захватывает дух и радуется сердце. Сначала Елена считала свои покорённые вершины. Но когда перешла за двадцать тысячников, перестала вести учёт. Впереди ещё немало высот, среди которых давняя мечта - Иремель. Но однажды и он покорится любительнице горных приключений. Ведь если есть цель, никакие препятствия не встанут на пути к единению с природой.