На сайте КГИОП опубликован проект важного для многих купчинцев распоряжения — семь дореволюционных зданий Фарфоровского поста должны получить охраняемый статус. Когда такой закон вступит в силу, они будут надежно защищены от грозящего им сейчас сноса.
Историческая ценность дореволюционных зданий Фарфоровского поста несомненна для всех, кто любит Санкт-Петербург и его историю. И в первую очередь — для жителей Купчино. Еще в 2020 году краевед Денис Шаляпин обратился в КГИОП с просьбой придать этим домам охранный статус. В своем заявлении он перечислил все дореволюционные постройки — пять жилых домов №№ 40, 44, 46, 52 и 54, офисное здание РЖД в доме № 48, старинный вокзал станции «Фарфоровская» и разрушающийся деревянный дом № 36. Но его обращение осталось без ответа.
Серьезная борьба за сохранение дореволюционных краснокирпичных зданий Фарфоровского поста началась в 2021 году, когда стало известно о планах строительства высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург-Москва. Чтобы не урезать непрерывно работающую станцию Сортировочная-Московская, компания РЖД решила проложить дорогу западнее, по территории города и в непосредственной близости от домов Фарфоровского поста. Проект подразумевал снос всех зданий первой линии вдоль платформы «Фарфоровская»
Одновременно с борьбой за жилой массив градозащитники выступили в защиту Цимбалинского путепровода, который также мешал строительству высокоскоростной магистрали. Защищать его было непросто — доведенная до аварийного состояния конструкция уже не выдерживала крупногабаритный транспорт. Спасение моста требовало нестандартных решений и творческого подхода, на которые Смольный оказался не способен. Но горожане не сдавались — писали обращения в разные инстанции, устраивали спортивные и культурные акции, приглашали журналистов.
В защиту дореволюционных построек Фарфоровского поста высказался бывший тогда главой ВООПиК Александр Кононов, подав свое заявление в КГИОП о признании их памятниками. А бывшая тогда депутатом ЗакСа Оксана Дмитриева помогла жителям Купчино организовать встречу с чиновниками Комитета по развитию транспортной инфраструктуры. Важную поддержку горожанам оказал глава муниципалитета № 72 Павла Швец, взявший на себя роль посредника между людьми и властью.
Почему же КГИОП прислушался к мнению горожан именно сейчас? Вероятнее всего"звезды сошлись" по двум важным причинам. Первая — уход с российского рынка компании «Сименс» поставил строительство высокоскоростной магистрали на долгую паузу — ведь производство российских скоростных поездов было «убито» на этапе зарождения еще в 90-е годы.
А вторая — это громкое расследование злоупотреблений чиновников КГИОП, причастных к масштабному уничтожению петербургского исторического наследия. На фоне этого скандала редактор «Новостей Купчино» обратилась к прокурору России Александру Бастрыкину с просьбой дать оценку отказу КГИОП защитить Цимбалинский путепровод и комплекс зданий Фарфоровского поста. И возможно, с подобной просьбой обратились к прокурору и другие активисты.
Интересно, что в проекте распоряжения «О включении в перечень выявленного объекта культурного наследия «Комплекс зданий Фарфоровского поста»», опубликованном на сайте КГИОП речь идет и о деревянном доме № 36. К настоящему времени это здание сильно пострадало от пожара, и ему в охранном статусе было отказано. А судьба Цимбалинского путепровода по-прежнему остается не ясной, ведь его реконструкция, хоть и на «бумажной» стадии, уже запущена.
Чтобы стать законом, распоряжение КГИОП должно быть подписано губернатором. После этого можно будет говорить об общей победе множества петербуржцев. В том числе — и жителей Фарфоровского поста, не желающих покидать родные квартиры и уютный уголок старого города.
Ольга Ясененко