На культурной карте Новосибирска появилась привлекательная и не совсем обычная локация - концертная площадка в бизнес-центре. Камерная сцена «Арт-Лига» в бизнес-центре «Лига-Капитал» открыла свои двери для любителей классической музыки и других видов искусства. Концерт-презентация нового музыкального пространства удивил зрителей: на сцене одновременно на восьми раритетных роялях играли восемь пианистов. О новой концертной локации, её уникальной акустике и репертуарных планах «Континенту Сибирь» рассказал известный российский пианист, солист Новосибирской филармонии и резидент культурного пространства «Арт-Лига» ДМИТРИЙ КАРПОВ.
- Дмитрий, совсем недавно вы презентовали в Новосибирске новую концертную площадку «Арт-Лига» в бизнес-центре «Лига-Капитал». Как известно, любое серьёзное дело начинается с идеи. Кто автор идеи создания этого культурного пространства? Кто продюсирует проект «Арт-Лига»?
- Верно. Идея - это очень важно. Но в данном случае всё начиналось не с идеи создания зала, а с уникальной коллекции. Дело в том, что в новосибирском бизнес-центре «Лига-Капитал» хранится собрание замечательных инструментов - десять прекрасных старинных роялей разных всемирно известных фирм. Коллекционер - известный предприниматель Александр Эллерт, владелец бизнес-центра «Лига-Капитал». Именно ему принадлежит идея создать пространство, в котором коллекционные инструменты зазвучат в полную силу, а не будут просто предметами мебели, пусть и весьма изысканными. Он же продюсирует развитие этой площадки.
- Почему именно вам доверена миссия презентации нового зала? Какова ваша роль в этом проекте?
- Помимо продюсера развитием камерного зала «Арт-Лига» занимаются две ключевые фигуры - художественный руководитель и арт-директор. Арт-директором зала является Инга Робиньш, а я руковожу художественной частью. Мои задачи - концептуальное наполнение репертуара, сотрудничество с музыкантами, артистами, участие в концертах, одним словом, всё, что связано с собственно творческими процессами.
- Интересно, что бизнес-центр «Лига-Капитал» построен в 2011 году, а концертная площадка «Арт-Лига» открывается для новосибирцев и гостей города в 2024-м. Что было в этом зале до сегодняшнего дня?
- Вы правы, «Арт-Лига», как и бизнес-центр, существует уже много лет. Лично я как концертирующий музыкант давно являюсь резидентом этой площадки. Отчасти данное обстоятельство и способствовало тому, что именно мне в итоге было предложено заняться художественным руководством «Арт-Лиги». Разница лишь в том, что до настоящего времени эта локация функционировала только как корпоративная площадка. Доступ - для избранных. Сейчас это открытое общественное пространство для всех ценителей камерной музыки. Билеты поступают в свободную продажу.
- Кстати, о билетах. Насколько демократичны цены на концерты в бизнес-центре?
- Актуальная стоимость колеблется в районе полутора - двух тысяч рублей за билет.
- Не слишком дёшево, правда?
- На мой взгляд, это далеко не самая высокая в городе стоимость билетов на концертно-театральные события.
- По сравнению с ценами, например, на спектакли МХАТа Горького в НОВАТе билеты в «Арт-Лигу», конечно, почти даром. Но неужели в Новосибирске не хватает камерных залов? За счёт чего «Арт-Лига» будет выдерживать конкуренцию?
- Камерные залы в нашем городе, их акустические характеристики и техническое состояние - это отдельная большая тема, которую, к сожалению, почему-то никто не поднимает. Ни власть, ни СМИ. Сами музыканты молчат, всё боятся чего-то, да и зритель привык, уже не жалуется. А проблема есть. И проблема большая, реальная. Например, камерный зал филармонии в Доме Ленина изначально задумывался как театральная сцена. Это бывший ТЮЗ. Акустика здесь другой природы, она не музыкальная. Ситуация с залом имени А.М. Каца не лучше. Вспомните, сколько критики было в адрес этой концертной площадки. В том же здании на этапе проектирования даже не было заложено пространство для полноценного камерного зала. Что помешало проектировщикам, не знаю. В итоге, помимо большого зала, здесь всё-таки сделали камерный зал - круглую сцену, однако на ней невозможно играть, акустика ужасная. Исполнители, конечно, приспосабливаются, но это же несерьёзно. Подобные примеры можно перечислять долго.
Фото Михаила Перикова
- Признаться честно, ситуация парадоксальная.
- Именно! В огромном городе с такими мощными музыкальными традициями почти нет залов малой вместимости, акустика которых позволяет играть камерную музыку без звукоусилительного оборудования. Одно дело - играть с подзвучкой, в микрофон, совсем иное - живой, летящий звук, естественным образом заполняющий концертное пространство. В Новосибирске очень много именно небольших, камерных коллективов, исполняющих инструментальную и вокальную академическую музыку. Но играть, фактически, негде. Эта ниша пуста. При таком странном положении дел «Арт-Лига» - просто спасение и для музыкантов, и для слушателей. Здесь прекрасная акустика, не требующая никакого звуко-технического усиления, отличная система освещения, замечательная салонная атмосфера. Я думаю, что о технических характеристиках зала и количестве посадочных мест вам точнее расскажет арт-директор площадки Инга Робиньш.
Наш гид во время. Где был Моцарт, когда убивали Командора, и что делал Вивальди 24 февраля? Продолжение сериала
- Давайте вернёмся к коллекции музыкальных инструментов. Чем она замечательна и неповторима?
- Рояли из этого собрания действительно уникальные, с историей. Самому старому, а лучше сказать старинному инструменту фирмы «Дидерикс» исполнилось 184 года. Ещё один инструмент некогда принадлежал моему учителю, легенде новосибирской пианистической школы и профессору Новосибирской консерватории Мери Симховне Лебензон (1931-2020). Среди коллекционных роялей есть также два инструмента знаменитой американской фирмы «Steinway», высоко ценящейся среди профессиональных пианистов. Каждый инструмент по-своему хорош и интересен. Все рояли прошли детальную реставрацию и как предметы мебели, и как музыкальные инструменты. Меняли всё: струны, колки, молоточки. В итоге удалось полностью их восстановить. Вы присутствовали на концерте-презентации «Арт-Лиги» 25 сентября и были свидетелем того, что восемь из десяти инструментов эксплуатировались, что называется, на полную катушку. Теперь это абсолютно рабочие рояли, настоящие концертные инструменты, а не просто предметы мебели или музейные экспонаты. Столь глубокая и основательная реставрация роялей стала возможна благодаря Константину Ломатченко - настройщику новосибирского оперного театра. Константин продолжает оберегать эту коллекцию, следит за состоянием инструментов, занимается их подстройкой.
- Все рояли выглядят и звучат потрясающе, но один из них ярко-красного цвета. Как-то даже неприлично смотрится на сцене.
- Ну и что. Должна же быть и в академической музыке какая-то «перчинка». Между прочим, кроме десяти роялей в той же коллекции оказался маленький орган, правда, без традиционной для этого инструмента ножной клавиатуры. У нашего органчика есть только мануалы - клавиатуры для рук. Зато орган аутентичный, духовой, не электронный.
Мировой премьеры мало. Репин – музыка – новосибирцы: фестивальные заметки на полпути
- Где хранится такое количество инструментов? Не могут же они постоянно занимать сцену «Арт-Лиги»?
- Не забывайте, что «Арт-Лига» располагается в бизнес-центре. Здесь много технических помещений, где могут храниться инструменты, а кроме того, в бизнес-центре «Лига-Капитал» есть холлы, где раритетные рояли смотрятся как дорогое украшение интерьера.
- Как Вы планируете задействовать коллекционные инструменты в концертной деятельности?
- Ближайшие репертуарные планы таковы. 17 октября на сцене «Арт-Лиги» будут стоять четыре рояля. «Джаз замечательных людей» - так называется этот концерт с элементами моноспектакля. Мне выпадет счастье играть вместе с замечательными пианистами Евгением Серебренниковым, Игорем Дмитриевым и Алексеем Пыстиным. В концерте принимает участие джазовая дива Новосибирска Елена Забарская и великолепный музыкант и рассказчик Андрей Иноземцев. 30 октября состоится презентация роялей «Арт-Лиги». Будем вслушиваться в звучание отдельных инструментов. Хочется, чтобы новосибирские ценители фортепианной музыки услышали «голос» каждого рояля из этой коллекции, уловили нюансы, почувствовали особенности тембра разных инструментов, собранных в бизнес-центре «Лига-Капитал». 14 ноября пройдёт очередной сеанс одновременной игры на восьми роялях - такой же концерт, которым мы открыли сезон.
- Что дальше? Каким планируется забег на дальние дистанции?
- Если говорить о более отдалённой перспективе, «Арт-Лига» будет развиваться очень разнопланово: и как камерная площадка для академической музыки, и как центр джазового исполнительства, и как театральное пространство. Духовой орган, о котором я уже рассказал, тоже вскоре станет «главным героем» этой сцены. Мы планируем цикл органных вечеров с участием ведущих музыкантов Новосибирска, а затем и органистов из других городов. Вообще говоря, технические возможности и акустические характеристики этого пространства, на мой взгляд, столь хороши, что оно должно занять позицию одной из лучших камерных площадок Новосибирска. Более того, я считаю, что «Арт-Лига» имеет все шансы стать не только первоклассной концертной локацией, но и настоящим культурным центром - местом встречи и сотворчества представителей разных искусств.
Ставки вверх: что происходит с арендой офисов в Новосибирске и поменяет ли ситуацию запуск новых проектов?
- Нынешний концертный сезон в «Арт-Лиге» открылся сеансом одновременной игры на восьми роялях. Сразу восемь роялей на одной сцене, да ещё и камерной. Такие прецеденты в мире музыки вообще есть?
- Точно знаю, что это большая редкость. Как правило, в концертах участвуют одновременно не более четырёх инструментов. Мне известен один случай, когда на музыкальном фестивале в Вербье в Швейцарии был аналогичный концерт, но восемь инструментов туда привезли специально, только на одно выступление. Это была разовая акция. Мы же в «Арт-Лиге» презентовали не только сам зал, но и прекрасную коллекцию роялей, которая здесь же и остаётся. Повторюсь, что все десять роялей будут активно использоваться в концертной деятельности.
- С какими техническими трудностями Вы столкнулись при подготовке такого концерта?
- Трудностей было немало. Ну, во-первых, настройка каждого инструмента в отдельности - одна история, а их подстройка для совместного звучания - совершенно иная, более сложная задача. Во-вторых, думаю, вы заметили, что во время концерта крышки всех роялей были открыты. Это значит, что в процессе выступления восемь пианистов практически не видели друг друга. Но по-настоящему слаженная игра невозможна без полноценного визуального контакта всех исполнителей, поэтому мы разработали условные знаки-сигналы, с помощью которых общались во время выступления.
- Что за сигналы?
- Нет, не расскажу. Пусть это останется нашим профессиональным секретом.
Последний день Заречья. Пепел и галоген в «Красном факеле»
- На концерте-презентации «Арт-Лиги» прозвучали известные и популярные произведения, но в основном не фортепианные, а симфонические. Кто же делал их переложения для восьми роялей?
- Всё верно, на концерте были представлены такие шедевры симфонической музыки, как увертюра к опере Моцарта «Милосердие Тита», вальс из балета Чайковского «Спящая красавица», «Болеро» Равеля, «Время вперёд!» Свиридова, «Танец с саблями» Хачатуряна и другие произведения. За подбор нотного материала, переложения и обработки, выгодно подчёркивающие фактуру музыкальной ткани, отвечал я как художественный руководитель. В качестве основы взял переложения для четырёх роялей, но пришлось вносить коррективы, которых потребовало звучание целого «оркестра» из восьми роялей. Скажу прямо, мы с коллегами-пианистами, когда готовили выступление на восьми роялях, даже немного опасались, что акустика «Арт-Лиги» слишком хороша для одновременной игры на таком количестве инструментов. Боялись, что в зале будет стоять гул. Опасения не оправдались. Всё прошло замечательно, как мне кажется. И, конечно, этот концерт не состоялся бы без активного участия моих друзей и коллег-пианистов: Марка Парфенова, Германа Таразанова, Павла Третьякова, Валерии Гильдебрандт, Надежды Карповой, Александра Усика, Лейлы Нахметовой, а также солиста Новосибирского симфонического оркестра Станислава Торского (ударные инструменты). Почти все названные пианисты, игравшие на сцене в этот вечер, как и я, являются учениками Мери Лебензон. Мы принадлежим к одной пианистической школе, хорошо понимаем и чувствуем друг друга в музыкальном плане, да и в человеческом тоже. Я очень рад разделить с ними успех этого выступления.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Инга Робиньш,
арт-директор культурного пространства «Арт-Лига»:
- Наш зал относительно небольшой. Его площадь составляет 400 квадратных метров. Поскольку сцены в её традиционном понимании как возвышающейся над залом площадки здесь нет, а зрительские кресла мобильны, пространство можно трансформировать. При разных вариантах рассадки в зал могут войти от 40 до 150 зрителей. Например, наши сеансы одновременной игры на восьми роялях подразумевают круговую рассадку, когда сцена находится в центре зала, а зрители сидят в несколько рядов по периметру. Причём небольшие размеры зала в данном случае являются его преимуществом, поскольку даже задние ряды расположены довольно близко к сцене и музыкантам. Во-первых, всё слышно, акустика прекрасная. Во-вторых, для зрителей такая близость к сцене всегда очень желанна: можно увидеть руки пианистов, рассмотреть музыкальные инструменты. Большое значение имеет осветительная система зала. Освещение модульное, многоуровневое, а значит, его можно менять под конкретный вариант трансформации зала. За счет таких технических характеристик мы имеем довольно широкие репертуарные возможности. Планируется развитие зала «Арт-Лига» в качестве площадки для исполнения классической камерной музыки и как точки притяжения джазовых музыкантов. Отдельное направление - реализация театрально-концертных проектов, в том числе моноспектаклей, малых театральных форм, музыкально-поэтических вечеров.
Юрий Горлатых,
директор Новосибирского областного театра кукол:
- Мне довелось побывать на открытии сезона в зале «Арт-Лига». Это моё первое знакомство с залом, ранее я здесь никогда не бывал. Впечатления остались разнообразные. Назвать «Арт-Лигу» классическим концертным или театральным пространством сложно. Но именно нестандартность, новизна и необычность привлекают. Прямо в зале роскошные барные стойки из тёмного дерева, стеллажи с книгами, зеркала. Атмосфера особая. Мне кажется, создатели этого пространства ухватили тенденцию, которая становится всё более актуальной в концертной деятельности и, особенно, в театральной сфере. Например, в нашем театре кукол есть необычный спектакль «Былое и дамы» в жанре «читакль» по произведениям Надежды Тэффи. «Читакль» не предназначен для обычного зрительного зала, у нас он проходит в театральном буфете. Как только я попал в «Арт-Лигу», у меня сразу созрела идея: это пространство идеально подходит для нестандартных театральных постановок. Думаю, в наступившем сезоне мы сможем сделать с «Арт-Лигой» совместный творческий проект. Это вполне в наших силах.
Из того, что особенно запомнилось в концерте восьми пианистов, могу отметить отличную находку музыкантов: после окончания первой части концерта они поменялись местами, пересели на новые рояли. Вот если бы после каждого произведения была такая пересадка, то зритель был бы в полном восторге. Тогда слушатели, которые сидели по периметру круглой сцены, могли бы не только насладиться музыкой, но и рассмотреть каждого музыканта, движения его рук, концертный наряд. Ведь это всё очень важно для зрителя, потому что оставляет яркие впечатления.
Кстати, о цене билетов могу сказать, что для концертов такого высокого уровня, мне кажется, стоимость вполне адекватная. На сцене в тот вечер были настоящие мастера. Рояли звучали потрясающе. Подбор репертуара очень грамотный, а программа логически и эмоционально выстроена так, что в завершение концерта зрители совершенно искренне кричали «браво» и аплодировали стоя. Это безусловный успех. У этого зала прекрасное будущее.
Юрий Куликов,
архитектор, дизайнер, руководитель архитектурного бюро YURAKULIKOV:
- Необычный эксперимент. Наверное, единственное место, где можно было услышать все инструменты, - это место барабанщика в центре сцены. Конечно, зал акустически не очень подготовлен, но сам эксперимент победил недостатки зала. Концерт восьми пианистов сравнить не с чем, если честно. По масштабности звучания запомнилось «Время, вперед!». Уникальнейшая вовлеченность и эмоциональность. И ещё, явно не хватило буфета с шампанским.