Случаи насилия над учениками приносят вред и тем, кто за этим наблюдал, сообщает KONKURENT.RU.
Правительство России уже давно взяло курс на возрождение уважения к профессии учителя. Для этого не только поднимаются заработные платы педагогов, но и принимаются меры, направленные на создание в школах доверительной обстановки.
Однако не всегда педагоги могут сдержать свой гнев, выливая его на учеников. Бизнес-тренер и коуч международного уровня, эксперт по развитию мозга: памяти, концентрации внимания и мотивации детей и взрослых – Евгений Куляев рассказал KONKURENT.RU, чем подобное поведение педагогов грозит всем остальным участникам образовательного процесса.
По словам эксперта, «травмы не всегда наносят физический урон. Иногда они ударяют по душе. По словам специалиста, для младшеклассников «каждый день – это шаг в новый мир знаний и умений». И ситуации, когда такой мир переворачивается с ног на голову, может серьезно травмировать.
Травма свидетеля: сколько детей страдают?
Эксперт отметил, что, согласно исследованиям и опыту самих педагогов, физическое насилие, направленное на другого ученика, влияет психологически на весь класс в целом.
«Все ученики становятся «свидетелями травмы» с теми или иными последствиями. Что это значит? Каждый ребенок в этот момент переживает страх, возмущение или даже чувство вины. Они примеряют ситуацию на себя: «А что, если завтра это случится со мной?», – пояснил эксперт.
Специалист добавил, что травма свидетеля может привести к таким последствиям, как подрыв чувства безопасности – для таких детей «школа перестает быть «вторым домом». Кроме того, у свидетелей насилия может сформироваться негативное отношение к учителю и учебному процессу в целом, а также произойти угнетение познавательной активности.
Почему ученики теряют интерес к учебе?
Эксперт отметил, что те, кто стал свидетелем насилия учителя, больше не могут видеть в педагоге авторитетного наставника – для них он становится тем, кто угрожает и наказывает.
Такая ситуация приводит к целому ряду негативных для образовательного процесса последствий. Во-первых, ученики теряют доверие к педагогу. «Если учитель способен на агрессию, то зачем к нему обращаться за помощью?» – пояснил эксперт.
Во-вторых, у учеников снижается мотивация. «Учеба становится «полем боя», где важно не выделяться, чтобы не вызвать гнев», – подчеркнул специалист.
В-третьих, у детей могут начаться проблемы как с памятью, так и с вниманием. «Постоянный стресс нарушает когнитивные функции, из-за чего детям сложнее усваивать новую информацию», – добавил эксперт.
Как это мешает освоению школьной программы?
Все это далеко не способствует освоению школьной программы.
«Представьте, что вместо спокойного анализа задач или чтения текста ребенок сосредоточен на том, как избежать возможного конфликта. Он живет в режиме ожидания опасности. Это состояние разрушительно для обучения», – отметил эксперт и пояснил, почему.
Во-первых, у учеников нарушается процесс концентрации – «ребенок не может сосредоточиться на уроке». Во-вторых, начинается ухудшение восприятия материала – «даже самые простые темы начинают казаться сложными». В-третьих, интерес к учебе и вовсе пропадает – «учитель, ассоциирующийся с угрозой, вызывает отторжение к своему предмету».
Что делать, если ребенок стал свидетелем насилия?
Куляев особенно подчеркнул, что как педагогам, так и родителям важно помнить одну простую вещь – «травма свидетеля так же серьезна, как и травма жертвы».
Помочь ребенку справиться с его переживаниями могут помочь некоторые приемы.
«Разговор и поддержка. Обсудите с ребенком его переживания, дайте понять, что он в безопасности. Оценка ситуации. Узнайте подробности от других родителей или учеников. Это важно для объективного понимания. Привлечение специалистов. Если ребенок продолжает бояться или проявляет признаки стресса, обратитесь к школьному психологу или независимому эксперту. Вмешательство в процесс. Обсудите ситуацию с администрацией школы, чтобы предотвратить повторение таких случаев», – рассказал эксперт.
Он также отметил, что школа – это особое место.
«Школа должна быть местом, где дети учатся мыслить, создавать и дружить, а не испытывать страх. Травма свидетеля – это не просто эпизод из детства, а глубокий след, который может тянуться годами. Задача взрослых – создать пространство, где ребенок будет чувствовать себя защищенным. Это начинается с того, чтобы не молчать. Потому что иногда, чтобы спасти целый класс, нужно заступиться за одного», – заключил Куляев.