Сегодня развитию Северного морского пути с его конечной и начальной точкой – Владивостоком уделяется огромное значение. Но мало кто помнит, что с 1941 г. по 1955 г. в столице Приморья существовало Владивостокское морское арктическое пароходство Главсевморпути при СНК СССР.
В соответствии с постановлением СНК СССР от 17 декабря 1932 г. был создан Комитет Северного морского пути, который в 1934 г. был реорганизован в Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть) при Совнаркоме СССР с организацией территориальных управлений Главсевморпути и Дальневосточного территориального управления Главсевморпути в городе Владивостоке. Последнее в 1939 г. было преобразовано в морскую транспортную контору Главсевморпути.
На основании постановления СНК СССР от 1 июня 1940 г. № 917 морская транспортная контора была реорганизована во Владивостокское морское арктическое пароходство Главсевморпути при СНК СССР, устав которого был утвержден начальником Главсевморпути при СНК СССР 25 февраля 1941 г.
В структуре нового пароходства выделялись следующие подразделения: управление, моринспекция, секретно-шифровальный отдел, отдел эксплуатации, механико-судовой, коммерческий, планово-финансовый отделы, отдел кадров, отдел материально-технического снабжения, административно-хозяйственный отдел; конструкторское бюро, бухгалтерия.
Пароходство осуществляло перевозку грузов и пассажиров, техническую и коммерческую эксплуатацию флота, приписанного к нему и арендованного.
Еще на XVIII партсъезде ВКП (б) в 1939 г. было принято решение о том, что в 3-й пятилетке необходимо «освоить Севморпуть как нормально действующую водную магистраль для связи запада с востоком». Но Отечественная война изменила обстановку, и пароходство было вынуждено работать для обеспечения связи востока с западом. Кроме того, встали не только задачи транспортных операций, но и задачи поставить экономические ресурсы Арктики на службу нашей страны, на помощь фронта. И с задачами этими пароходство справилось.
Например, в 1943 г. Владивостокское морское арктическое пароходство дало более 10 тыс. тонн соли для рыбпрома, десятки тыяч. тонн угля для Камчатки. Как отмечал начальник пароходства в своем отчете: «Успехи, которых мы достигли в Арктике, объясняются тем, что на эту работу были мобилизованы силы и внимание всех моряков пароходства».
В 1943 г. регулярные рейсы пароходства из Владивостока доходили до Енисея. Причем план правительственных перевозок за этот год был выполнен по тоннам на 111%, а по тонно-милям на 129,7%. Работали ударными темпами. Нормы выработки лучших бригад составляли 320%.
«… Экипаж, где капитаном т. Пономарев, оказал помощь портам, переработав около 10 тысяч тонн груза. Пароход, где капитаном т. Кондратьев, своими силами погружал и разгружал в штормовых осенних условиях для рыбной промышленности необходимую продукцию. Суда, где капитанами т. Панфилов и Гук, сделали по два рейса в Арктику и обеспечили доставку по назначению груза с потерпевшего аварию корабля…»
Пароходство активно участвовало и в осуществлении поставок военных грузов из Америки по ленд-лизу. Государственным комитетом обороны ему была поставлена задача «обеспечить в зимний период плавания во льдах так, чтобы все транспорты, идущие из Америки с импортными грузами, беспрепятственно были доставлены до Владивостока. И эта задача также была выполнена. Технические специалисты пароходства постоянно командировались в Соединенные Штаты для технической приемки судов.
Многие годы пароходство возглавлял уроженец Кронштадта, выпускник Восточного института ДГУ (ныне – ДВФУ) Василий Федосеев. Вся жизнь Федосеева была связана с морским транспортом. После окончания ГДУ он работал в Экспортлесе, Совторгфлоте, Дальневосточном территориальном управлении Главсевморпути и с момента его основания возглавил Владивостокское арктическое пароходство. За достижения по освоению Арктики Василий Андреевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
«Василий Андреевич своим трудом заслужил глубокое уважение рядовых моряков и командного состава флота, – вспоминали о нем сослуживцы уже в наше время. – Принципиальный, прямой, невзыскательный, решительный и разумный – таким знал коллектив своего начальника. Федосеев обладал большими организаторскими способностями, глубокими знаниями экономики морского транспорта и Северного морского пути. Он сам постоянно занимался совершенствованием своих знаний и этого же требовал от всех работников пароходства. В возрасте около пятидесяти лет Василий Андреевич с отличием окончил Академию морского и речного флота.
Федосеев не был кабинетным работником. Он участвовал в арктических навигациях, находясь непосредственно на трассе, ледоколе или в штабе морских арктических операций. Чем сложнее была обстановка на трассе, чем больше трудностей в продвижении караванов, тем более собранным, подтянутым, вдумчивым и решительным он представал перед окружавшими его капитанами-наставниками, синоптиками, гидрологами».
В память о прославленном арктическом управленце его именем впоследствии был назван дизель-электроход Дальневосточного пароходства.
В составе Владивостокского морского арктического пароходства работал прославленный ледокол «Красин», капитаном которого являлся не менее известный во Владивостоке капитан Михаил Марков. Он также был удостоен государственных наград. В одном из наградных листов было записано: «Один из лучших ледовых капитанов, дважды награжденный орденами в мирный период за самоотверженную работу».
Потомственный архангельский помор «капитан Марков умел работать во льдах с красивой лихостью. Но при этом безаварийно. Его расчеты всегда были точны, а маневры экономны.
Какой бы сложной ни складывалась обстановка, Марков всегда был спокоен и решителен. Высокое мастерство ледокольщика, доброта, общительность вызывали к нему всеобщее и самое искреннее уважение».
В 1940 г. Марков назначается капитаном Краснознаменного комсомольско-молодежного экипажа «Красина», самого мощного ледокола Советского Союза, который в годы войны совершил кругосветное плавание, проводил через льды караваны судов, отбивался от фашистских подводных лодок, самолетов. В 1952 г. «за безупречную и продолжительную работу во Владивостокском морском арктическом пароходстве» Марков получил почетную грамоту СНК СССР.
В 1954 г., осуществляя руководство ответственной операцией по обеспечению проводки идущего сквозным рейсом с запада на восток дизель-электрохода «Енисей», Михаил Марков безвременно скончался на трудовом посту.
Ледокол «Красин», которому Марков отдал годы своей жизни, сейчас стоит в качестве части Музея Мирового океана Министерства культуры РФ в Санкт-Петербурге и, как сказано на сайте музея, «символизирует целую эпоху в истории нашей страны».
В 1955 г. Владивостокское морское арктическое пароходство перестало существовать – оно было реорганизовано в Восточное морское арктическое пароходство с подчинением Главному управлению Северного морского пути при СМ СССР. На основании приказа министра морского флота СССР от 18 февраля 1957 г. № 49 Восточное морское арктическое пароходство было объединено с Дальневосточным морским пароходством.
В одном из своих выступлений директор пароходства Федосеев сказал: «Мы должны еще больше использовать ресурсы Арктики, дать рыбной промышленности больше соли, дать больше рыбы и стратегического сырья». Золотые слова.
Юрий УФИМЦЕВ