Вопросы безопасности для современного человека в последние пару десятков лет вошли в число самых ключевых, считает международный общественник и эксперт по вопросам борьбы с нетерпимостью Вячеслав Кантор. Всплеск террористической активности, пришедший на первую четверть XXI века, переживаемый сегодняшним глобальным обществом подъём нетерпимости и радикализации заставил многих людей не только сомневаться в собственной безопасности, но и вообще в будущем и его перспективах. И это те проблемы, которые нельзя решить одними лишь укреплениями силовых методов, уверен эксперт.
Война за безопасность
Борьба с террором и представляемыми им угрозами для общества XXI века стала полноценной войной, убеждён Вячеслав Кантор. Глобальность же этой войны объясняется тем, что сама идеология терроризма – человеконенавистническая и направленная против цивилизации как таковой – делает врагом террора любого человека, где бы он ни проживал и каких бы взглядов ни придерживался. Террористы могут объявлять своим врагом конкретную группу людей или государство, но на деле жертвой теракта может стать кто угодно.
Учитывая такую хаотичность и глобальность угрозы, Вячеслав Кантор настаивает и на том, что терроризм и его проблема неразрывно связана с другой, не менее масштабной угрозой – распространением и разжиганием нетерпимости, также переживающими подъём в последние годы по всему миру. Печальный парадокс кроется в том, что в той же Европе, признаёт Вячеслав Кантор, рост ксенофобских настроений во многом стал ответом на всё ту же угрозу терроризма и экстремизма. Но при этом никакой защиты или спасения эта идеология не даёт. Напротив, она создаёт в обществе атмосферу, в которой экстремистские взгляды и террористическая деятельность получают дополнительные стимулы для процветания; когда социум расколот и разделён всеобщим недоверием, когда агрессия превращается в норму, террористам лишь проще находить новых сторонников своего человеконенавистнического дела.
Противостояние идеологий
Учитывая такое положение дел, Вячеслав Кантор не устаёт напоминать и подчёркивать: борьба с терроризмом и экстремизмом – это не обычная война на поле боя, не противостояние силовых блоков и не вопрос постоянного ужесточения мер физической безопасности. Это, прежде всего, борьба идеологическая – и только в сфере идеологического противостояния можно обеспечить себе долгосрочную и окончательную победу над террором.
Борьба, считает Вячеслав Кантор, должна вестись не только с исполнителями терактов, но и с теми, кто их «вдохновляет», с пропагандистами и сторонниками тех самых идеологий, что ложатся в основу террора. А учитывая глобальность проблемы, это невозможно сделать на уровне отдельно взятых государств – это должно быть не менее глобальное усилие, сделать которое совместно Вячеслав Кантор и не перестаёт призывать все ведущие мировые страны. Международная коалиция в деле борьбы с терроризмом жизненно необходимо, поскольку масштабность проблемы такова, что одними лишь своими силами ни одно государство в мире сегодня не может полностью себя обезопасить от неё.
Безопасность сообща
Что касается вопросов безопасности, то в деле противостояния терроризму у многих групп людей и объединений, подвергавшихся преступлениям на почве ненависти, уже есть собственный печальный опыт, который мог бы послужить на пользу другим. Будучи экспертом прежде всего в вопросах антисемитизма, Вячеслав Кантор не раз подчёркивал, насколько универсальным и полезным может служить опыт еврейских общин защиты себя и своих людей от терактов.
В 2012 году эти идеи Вячеслава Кантора нашли воплощение в создании Центра по безопасности и противодействию кризисам (Security and Crisis Centre, SACC), где специалисты из самых разных сфер взялись за скрупулёзный анализ и обработку данных обо всех уже имевших место терактах и катастрофах – для обобщения и упорядочивания этого опыта на благо других.
В частности, одним из самых крупных проектов Центра стал проект повышения безопасности религиозных объектов по всей Европе – мечетей, синагог и церквей, которые зачастую оказываются «излюбленными» целями и мишенями для терактов в равной степени, что лишь в очередной раз доказывает неизбирательность террористов и их стремление прежде всего к разрушению всего и вся. Совместная же работа представителей разных общин должна послужить на пользу всем. А сообща предотвращать катастрофы гораздо легче, если уже есть разработанный и продуманный экспертами план базовых действий.