В середине декабря в Керченском проливе танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» потерпели крушение, что привело к выбросу нефтепродуктов. В связи с ситуацией в Краснодарском крае введен режим чрезвычайной ситуации федерального уровня. Подробнее о методах ликвидации нефтепродуктов порталу Наука.РФ рассказала доктор химических наук, заведующая лабораторией химического факультета МГУ Ирина Перминова, которая сейчас работает с командой ученых на месте аварии.
В настоящий момент более четырех тысяч представителей администраций районов, сельских поселений, муниципальных учреждений и предпринимателей участвуют в ликвидации последствий. В работах по ликвидации ЧС за последние сутки задействовано 6800 человек.
По словам эксперта, для ликвидации последствий разлива нефтепродуктов необходимы принципиально новые методы. Физико-химических способов очистки в подобной ситуации до сих пор не существует.
Обычно при разливе нефтяного пятна можно было бы предотвратить его распространение с помощью специальных плавучих заграждений — бонов. А затем использовать скиммеры (решетки с насосами, закачивающими нефтяную пленку). Либо диспергировать вещество (разбить на мелкие шарики) с помощью специальных химических соединений, чтобы микроорганизмы могли его утилизировать. Однако такие технологии в текущем случае не помогут.
«То, что разлилось здесь, называется мазутом. Это очень вязкая смесь тяжелых углеводородов. Его отличия в том, что мазут не образует пленки и уходит под воду, то есть с высоты его не видно. В условиях шторма он образует самый тяжелый вариант загрязнения, так называемый нефтяной мусс — эмульсию воды в нефти. Его невозможно диспергировать, а насосы такое вещество просто не возьмут», — рассказывает доктор химических наук Ирина Перминова.
Чтобы решить задачу, ученые предложили использовать уголь в качестве сорбента. Эксперименты показали, что этот материал способен удержать мазут внутри и не дать ему разливаться, как это происходит сейчас с прибрежным песком.
«Наша задача — сделать так, чтобы субстанция стала твердой, перестала прилипать. Сейчас люди занимаются механической очисткой пляжа, собирая мазутный мусс вперемешку с песком. При повышении температуры из этой массы начинает выливаться мазут, что затрудняет уборку. Поэтому в качестве сорбента-отвердителя мы предложили использовать бурый уголь. Это доступный материал. Таким образом мазут легче собирать, — он надежно „запечатан“ в составе угольной матрицы», — комментирует химик.
Эксперт поделилась, что сейчас вдоль всего побережья развернута масштабная работа по ликвидации нефтепродуктов. Съезжаются добровольцы от общественных, волонтерских организаций, привозят много техники. На месте работают полевые ветклиники, которые спасают птиц от загрязнения и отправляют их на реабилитацию.
«Все это происходит сейчас на наших глазах. Мы пытаемся ускорить разработки, описать ситуацию с загрязнением и выстроить определенную систему. Ведется работа здесь, в Анапе, и параллельно у нас, в лаборатории МГУ. Мы рады, что к нам подключился сельскохозяйственный техникум, который предоставил свою лабораторию для экспериментов по подбору реагентов, чтобы мы могли выйти на новую технологию», — говорит эксперт.
Ранее губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев рассказал об участии всех муниципалитетов края в уборке береговой линии. Сотрудники МЧС и всех муниципалитетов края, спасатели, волонтеры продолжают собирать грунт с нефтепродуктами на анапском и темрюкском побережьях.
Общими усилиями за сутки убрали около пяти тысяч тонн загрязненного песка, а всего с начала ликвидации последствий выбросов убрали почти 35 тысяч тонн. На полигоны для временного хранения вывезли 28 тысяч тонн. В работах было задействовано 700 единиц техники. По данным Минтранса России, судами ФГБУ «Морспасслужба» обследовано более 322,9 кв. км акватории, очищено 29,4 тыс. кв. м. С поверхности воды собрано 25 тонн нефтеводяной смеси.
Следить за актуальной сводкой можно на официальных телеграм-каналах оперативного штаба Краснодарского края и Единого координационного центра по ликвидации ЧС.
Химик Ирина Перминова о борьбе с разливом мазута в Керченском проливе