Глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что повышение ключевой ставки до 21% предотвратило «взрывной рост кредитования». Сложившаяся ситуация в экономике является новой для России, поэтому ЦБ был вынужден перейти к ужесточению денежно-кредитной политики.
По словам Набиуллиной, тезис о том, что из-за повышения ключевой ставки растут цены, является заблуждением, решение регулятора вскоре «окупится».
Главным барьером для роста экономики Набиуллина назвала недостаток производственных мощностей. Наращивание промышленного производства в настоящее время ограничено. Это можно будет сделать только при наличии свободных ресурсов в экономике.
Экономист, обозреватель Константин Двинский назвал глубоким заблуждением тезис о сдерживании кредитования высокой ключевой ставкой. Этот инструмент работает, но он не необходим.
«Кредитование можно ограничивать административными мерами (например, через макропруденциальные лимиты). И этот инструмент дает результат. Так у нас уже несколько месяцев идет серьезное замедление темпов роста потребительского кредитования. Как раз после того, как произошло ужесточение макропруденциальных лимитов», - пояснил эксперт.
Недостаток производственных мощностей преодолевается через инвестиции. При запретительной ставке они невозможны в принципе.
То же самое с дефицитом кадров. Примерно 35% рабочих мест в России являются низкопроизводительными. Их можно сократить за счет автоматизации и роботизации. Трудовые ресурсы высвободятся, и их можно направить на другие направления. «У нас имеется огромный потенциал в росте производительности труда. Но при текущих ставках предприятиям заниматься этими процессами бессмысленно», - заключил Двинский.