Решение Москвы вытеснить американский доллар из Фонда национально благосостояния долго не вызывало никакой внешней реакции в самих Соединенных Штатах. Напомним, что 3 июня, общаясь с журналистами на Петербургском экономическом форуме, министр финансов Антон Силуанов заявил, что ФНБ полностью избавится от доллара в ближайший месяц, - когда доллар будет выведен из структуры ФНБ, доли евро и юаня вырастут до 40 и 30 процентов соответственно, и, к тому же, в структуру фонда впервые войдет золото (20 процентов). «Дедолларизация в России - постоянный процесс, имеющий место во многих странах», - прокомментировал решение Минфина пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Судя по заявлениям на эту тему министра иностранных дел Сергея Лаврова, главы Центробанка Эльвиры Наибуллиной, и чиновников рангом помельче, помельче, это – скорее эмоционально-политический, чем экономический просчитанный шаг.
В Вашингтоне действительно долго молчали по этому поводу. Возможно, американские аналитики просто не поняли, для чего Россия вымывает доллар из своего ФНБ. Но к концу июня американцы все-таки высказались.
- США не опасаются планов России и Китая отказаться от американского доллара, - заявил, выступая в Конгрессе, глава Федеральной резервной системы США Джером Пауэлл. - Доллар остается резервной валютой мирового уровня, и другой, которая бы смогла бы соревноваться с ним, нет и близко. Преимущество доллару обеспечивают работающие демократические институты США, открытые рынки и низкая инфляция. В обозримом будущем никто не сможет отказаться от нашей валюты при расчетах на мировых рынках.
Впрочем, это понимают и в России. Большинство экономистов скептически отнеслись к идее вытеснения доллара из торговых расчетов с российскими партнерами на внешних рынках. Речь может идти разве только о точечных расчетах в местных валютах – например, в юанях или казахстанском тенге, но полностью убрать доллар не получится, хотя бы потому, что потом эти юани и тенге все равно потихоньку поменяют на доллары, чтобы что-то купить на международных рынках. Единственное, к чему это приведет в реальности, – повышение цен на товары и услуги, купленные не за доллары, поскольку продавцам придется закладывать в цену этих товаров и услуг еще и процент за обмен нынешней структуры российского экспорта.
- Россия не сможет отказаться от доллара в торговых расчетах хотя бы потому, что один из основных наших экспортных товаров, нефть, котируется именно в долларах, - заявил глава Аналитического кредитного рейтингового агентства Михаил Сухов.
После бравурных реляций о грядущей дедолларизации, опустился на землю и Центральный банк России.
- Центробанк не намерен полностью отказываться от доллара в своих международных резервах, - поведала публике председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, напомнившая, что за уход от доллара выступает не ее ведомство, а Минфин, который и решил вывести эту валюту из структуры ФНБ. – Центробанк учитывает изменения в Фонде, но это только один из факторов, потому что ФНБ составляет около одной пятой в структуре золотовалютных резервов России.
Проще говоря, если Минфин любит евро, то ЦБ по-прежнему тяготеет к доллару. При этом в ведомстве Набиуллиной понимают, что валютная структура резервов отражает разного рода риски, в том числе и неэкономического характера. Например, есть риск попасть под новые санкции, - а в этом случае могут быть заморожены и активы Минфина. Поясним: как правило, активы главного регулятора страны – Центрального банка – под санкции не попадают, а вот с минфиновскими деньгами может случиться все что угодно, и они, в случае чего, могут быть легко заморожены в иностранных банках.
Эльвира Набиуллина вряд ли станет в авангарде борьбы за дедолларизацию ФНБ, - но ее мнение будет во многом зависеть от того, как посмотрят на это дело в Кремле. Не забудем, что глава ЦБ – чиновница, а значит, она просто обязана колебаться вместе с «генеральной линией», даже если эти «колебания» идут вразрез с элементарными экономическими законами.
Чтобы от ЦБ отстали хотя бы на время, Набиуллина напомнила, что основные изменения в структуре резервов Центробанк провел еще в 2018 году.
- При этом мы принимали во внимание и доходность, и ликвидность разного рода резервных активов, и их надежность, и учитывали не только финансово-экономические риски, но и риски неэкономического характера, - отметила Эльвира Набиуллина. - А потому мы не намерены полностью отказываться от доллара.
Масла в огонь непонимания подлил президент Владимир Путин, заявивший после всех громких слов о дедолларизации, что «Россия не хочет отказываться от использования доллара в качестве резервной валюты».
Пока Наверху спорят, что лучше, доллар или юань с золотом, инвесторы в драгоценные металлы потирают руки. Средства ФНБ уже были переведены в золото, но в перспективе закупки продолжатся, а значит, если Минфин начнет скупать золото для ФНБ еще более высокими темпами, работающий с золотом бизнес может в буквальном смысле озолотиться. Именно на золото приходится основной процент вытеснения доллара, до этого занимавшего в структуре активов ФНБ 35 процентов, - теперь, как уже было сказано, 20 процентов из этих 35 и займет золото. Экономисты уже прикинули: для пополнения ФНБ драгметаллом понадобится закупка десятков миллионов тройских унций, а это тысячи тонн золота. Дальше все по накатанной: резкий рост спроса на золото вызовет и рост цен на желтый металл, даже несмотря на то, что дефицита золота ни в России, ни в мире не предвидится. Заметим, что Минфин потихоньку скупал золото и до этого, явно нацеливаясь именно на изменение структуры ФНБ.
Вообще, за последние 12 лет Россия активно увеличивала свой золотой запас, и если в 2008 году Центробанк располагал только 400 тоннами желтого металла, то к маю нынешнего года золотой запас ЦБ составлял уже почти 2,3 тысячи тонн. Таким образом, Россия замкнула пятерку самых «золотых» государств, уступая по этому показателю только США, Германии, Италии и Франции. Пока, правда, доля золота в российских резервах куда ниже, чем в перечисленных странах, но лиха беда начало.
Чем так привлекло золото Силуанова и К? Наверное, прежде всего, лучшей динамикой котировок, выросших за последние пятнадцать лет более чем в шесть раз.
- Золото призвано защитить ФНБ от инфляционных рисков, - заявил глава Минфина. Это, конечно, здорово, но как именно золото вытеснит доллар, если сейчас в закромах ФНБ находится 183 миллиарда долларов. Чтобы заменить 20 процентов этой суммы на желтый металл, России придется закупать сотни тонн золота. Понятно, что за месяц – а так обещал Силуанов, – такую операцию не проведет даже Старик Хоттабыч. Посчитаем.
20 процентов от всех средств ФНБ – это около 20 миллионов тройских унций золота по текущим ценам. В нашей стране добывается около 4 миллионов унций золота в год. Если рассчитывать только на свое золото, то на вытеснение доллара золотом понадобится не один месяц, а целых пять лет. Есть и второй сценарий, когда в золото перекладывается только 20 процентов накопленных долларов в ФНБ, но и это потребует целого года. остается предполагать, что Силуанов, говоря об одном месяце, имел в виду, что большая часть необходимого для такой операции золота уже закуплена Минфином ранее, - как раз за доллары из ФНБ, и сделано это было без излишнего шума.
А цена на золото уже растет. В мае мировые котировки выросли от 1770 долларов за унцию до 1920 долларов. Вряд ли на мировых рынках это связано с решением Минфина России, - скорее, в золото западные частные инвесторы начали вкладываться из-за подросших инфляционных ожиданий.
Даже если Минфин уже купил все золото для ФНБ, его все равно придется покупать и дальше. В 2020 году запасы золота в ФНБ не пополнялись, но в этом году Фонд наверстает упущенное, и объем ФНБ вновь подрастет. Во всяком случае, пока нефть торгуется в рамках 60-65 долларов, ФНБ, даже при ограничениях, введенных ОПЕК, пополнится золотом на миллиарды долларов.
Скорее всего, Минфин будет покупать золото для ФНБ на внутреннем рынке, - так оно и дешевле. Да и 400 тонн золота, ежегодно добываемых в России, - не предел, объёмы добычи все время увеличиваются. Сейчас наша страна на третьем месте в мире по добыче и на первом по разведанным запасам, а в ближайшей перспективе - разработка еще нескольких перспективных месторождений.
В любом случае, торговцы золотом уже потирают руки в ожидании сверхприбылей. Впрочем, не проиграют и торговцы платиной и серебром, поскольку ФНБ будет пополняться и этими драгметаллами.