В 2020 году Китай находился на ранней стадии перехода к электромобилям, отставая от многих других стран и регионов. Электромобили составляли всего 5,4% автомобильного рынка страны, что было ниже показателей Калифорнии и почти всей Европы, включая даже страны с более медленным темпом внедрения электромобилей, такие как Румыния. Китай лишь незначительно опережал среднемировой показатель в 4,6% за тот год. Страна поставила довольно скромную цель — 50% продаж электромобилей к 2035 году, включая гибриды и подключаемые гибриды (NEV). В то же время в Европе и Калифорнии обсуждался полный запрет ДВС к 2035 году. Теперь, всего за неделю до 2025 года, Китай, вероятно, достигнет своей цели на 10 лет раньше. В январе цель по NEV была повышена до 45% к 2027 году, и она уже достигнута.
2020 год стал переломным для китайского рынка электромобилей. Жесткие меры по борьбе с COVID-19 привели к падению продаж, как и во всем мире, но после восстановления спроса Китай сосредоточился на внутреннем производстве. Благодаря десятилетней госполитике, поддерживающей отечественных производителей и поставки сырья, качество и объемы производства электромобилей выросли. Внешнее давление, угрозы санкций, технологическая блокада способствовали «потребительскому национализму» и росту спроса на местные товары внутри страны.
Китайская автомобильная индустрия продемонстрировала гибкость и дальновидность в ответ на новые экологические требования. В то время как мировые производители оказались не готовы к изменениям, что привело к избытку автомобилей с ДВС, Китай не стал отступать от намеченного курса. Предоставив дилерам полугодовую отсрочку для распродажи запасов бензиновых автомобилей, страна потребовала от автопрома ускорить переход на электромобили.
Это в итоге привело к тому, что Китай стал крупнейшим мировым экспортером автомобилей, опередив Японию, удерживающую этот титул десятилетия.
Ситуация кардинально отличается от подхода, который обычно демонстрируют автопроизводители и правительства западных стран (и Японии), предпочитающие замедлять процессы перехода и прибегать к протекционистским мерам вместо того, чтобы заблаговременно готовиться к неизбежным изменениям в отрасли, которые уже начались. Например, республиканцы в США обещают еще больше затормозить автопром, а крайне правые в Европе выступают за аналогичные меры. Администрация Джо Байдена сделала шаги для подготовки США к электромобилям, внедрив Закон о сокращении инфляции, который привел к огромным инвестициям и созданию сотни тысяч рабочих мест в этой отрасли. Но с президентством Дональда Трампа ситуация может измениться.
Быстрый взлет продаж электромобилей в Китае, с опережением всех планов, может показаться аномальным. Нечасто цель достигается за треть отведенного времени, особенно в стране с населением в 1,5 млрд человек. Тем не менее, есть и другие примеры досрочного достижения и перевыполнения целевых показателей. Так, Норвегия, опережая мировое сообщество в области электрификации транспорта, установила цель прекратить продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2025 году. Уже в 2021 году более 90% норвежского рынка приходилось на электромобили, несмотря на сохраняющиеся незначительные продажи автомобилей с ДВС.
Такова закономерность распространения технологий: достигнув критической массы, они становятся повсеместными. В Северной Европе и Китае этот момент уже настал, и скоро он наступит повсюду. И тогда, по мнению Electrek, вопрос встанет ребром: кто окажется в лучшем положении — те, кто вовремя подготовился к переменам и наладил производство, или те, кто десятилетиями цеплялся за устаревшие технологии.