Под занавес длинных новогодних выходных новости вызывали ковидные флешбэки: в Китае снова переполненные больницы и маски на лицах. Врачи заявили о вспышке респираторного вируса, который приводит к пневмонии и быстро распространяется. Хорошо хоть летучую мышь в этот раз никто не ел.
Давайте разберёмся, что такое метапневмовирус HMPV, для кого он опасен и какие меры принимают в России, чтобы купировать новую угрозу.
5 января Управление по контролю и профилактике заболеваний Китая сообщило, что в стране зафиксирована вспышка метапневмовируса человека. Рост заболеваемости отмечали с декабря, он особенно заметен на севере страны — то есть как раз рядом с Россией. Роспотребнадзор в тот же день заявил, что ведёт мониторинг эпидемиологической ситуации.
В последующие дни кадры из переполненных китайских больниц обошли крупные СМИ во всём мире, напоминая о временах пандемии коронавируса. Пришли сообщения о выявлении вируса в Индии, Киргизии, Великобритании и других странах. Однако в этот раз риск пандемии меньше, потому что характеристики вируса иные.
Метапневмовирус человека — не подвид коронавируса или вируса гриппа, он относится к отдельному семейству. Передаётся воздушно-капельным путём и через прикосновения к другим людям и загрязнённым поверхностям. Типичные проявления болезни не отличаются от любого другого ОРВИ: кашель, насморк, высокая температура. По словам профессора Владимир Чуланова, которые приводит «РИА Новости», у взрослых метапневмовирусная инфекция обычно протекает в легкой форме или вовсе бессимптомно. В группе риска — дети до 5 лет, пожилые старше 65 лет, люди с иммунодефицитом.
Многие СМИ приводят данные тайваньского издания Money UDN, согласно которым уровень смертности от метапневмовируса достигает 43%. Вирусологи этого не подтверждают. В частности, главный научный сотрудник института имени Гамалеи, вирусолог Анатолий Альтштейн заявил, что летальность вируса никак не выделяется из общего ряда ОРВИ — его слова приводит News.ru.
Метапневмовирус впервые выделен в 2001 году в Нидерландах, но встречается по всему земному шару. В отличие от новых штаммов коронавируса, HMPV давно циркулирует в популяции: анализ хранящихся с 1958 года образцов крови больных показал, что тогда он уже существовал. В целом это типичный возбудитель ОРВИ, хоть и малораспространённый: в России его доля среди других респираторных вирусов составляет менее 0,1%.
Китайские власти заявили о локальных мерах, которые тоже напоминают ковидные времена: самоизоляция заражённых, медицинские маски в общественных местах, временный запрет массовых мероприятий, переход школ на дистант.
В России ограничения в школах вводить не планируют, об этом 8 января заявил министр просвещения Сергей Кравцов. Роспотребнадзор продолжает вести мониторинг сезонной эпидемиологической ситуации в целом. Пока она улучшается: заболеваемость ОРВИ за неделю снизилась более чем на 50%.
Роспотребнадзор сообщил, что в России с 2010 года доступен набор реагентов ОРВИ-скрин, разработанный в Центральном НИИ эпидемиологии. Он позволяет выявлять и метапневмовирусы, и другие виды патогенов — риновирусы, коронавирусы, аденовирусы, вирусы парагриппа.
Впрочем, точная диагностика в текущей ситуации нужна скорее учёным, чем врачам: ни специфического лечения, ни вакцин от HMPV не существует. Лечение, как и при прочих ОРВИ, направлено на облегчение симптомов: обычно медики рекомендуют обильное питьё, увлажнение воздуха и покой. При необходимости назначают жаропонижающие, противовоспалительные и обезболивающие препараты. Антибиотики от HMPV не помогают.
Лечение должен вести только врач, потому что метапневмовирус может вызывать осложнения, например, смертельно опасную атипичную пневмонию.
Минздрав России в публикациях, посвящённых метапневмовирусу, рекомендует уже привычные меры предосторожности: регулярно мыть руки с мылом, не касаться руками лица, избегать тесных контактов и людных мест, регулярно проветривать комнаты. При появлении симптомов ОРВИ — обратиться в «красную зону» поликлиники для своевременной диагностики и лечения.
Фото: A42.RU