Видеоигры имеют плохую привычку растягиваться на несколько частей без необходимости. Они почти никогда не заканчиваются на высокой ноте – студии продолжают выжимать из франшизы все, что только можно, выпуская сиквел за сиквелом, даже если их качество существенно ухудшается и они уже никому не доставляют удовольствия. Как еще объяснить выход девяти игр Assassin’s Creed на промежутке в десять лет?
Но то, что издатели продолжают выпускать новые игры, не означает, что игроки будут бездумно потреблять все, что им предлагают. За последние годы вышло множество сиквелов, которые убили свои франшизы, после чего игроки совершенно потеряли к ним интерес.
Геймеров достаточно непросто вывести из себя и заставить покинуть любимую франшизу, но эти недоделанные сиквелы были настолько плохими, что вызвали массовый отток игроков и загубили весь дальнейший потенциал серии. Даже если бы издатели продолжили выпускать новые части, эти игры стали точками невозврата, запятнавшими имена великих франшиз.
Франшиза Homefront стала чуть ли не самым масштабным провалом в игровой индустрии за последние десять лет. Серия игр с отличным сюжетом про альтернативное будущее попыталась переосмыслить геймплей в первых двух частях, и обе попытки были неудачными.
Но именно вышедший в прошлом году Homefront: The Revolution стал последним гвоздем в крышке гроба ранее многообещающей франшизы. Разработку передали в руки команде, отвечавшей за создание Crysis, в результате чего в игре появился открытый мир, сделав ее более свободной и нелинейной.
В теории звучит неплохо, но разработчикам удалось выпустить игру с кучей багов и технических изъянов, из-за чего играть в Homefront было настоящим испытанием. Не помогло и то, что, когда все эти недостатки устранили, под ними не обнаружилось ничего достойного – только очередной вторичный военный шутер от первого лица.
В конце нулевых EA в течение несколько лет пыталась выбраться из грязи в князи. В надежде повторить успех Call of Duty компания решила модернизировать все свои популярные франшизы, чтобы они больше соответствовали тому, что на тот момент было в тренде.
К несчастью для разработчиков Dead Space, это означало, что серия игр, ранее фокусировавшаяся на ощущениях клаустрофобии и изолированности, теперь переключилась на экшен, взрывы и многопользовательскую кампанию, чтобы привлечь больше игроков.
Культовая серия игр Thief и ее хардкорная механика стелса никогда не имела большой популярности. Первые несколько частей были настоящими сенсациями в определенных кругах геймеров, и последующие сиквелы образовали вокруг франшизы нишевую фанбазу.
Но Thief 2014 решил исправить ошибки своих предшественников и продвинуть франшизу в массы. Это должно было стать грандиозным выходом в свет, но, как многие и предсказывали, вышла очередная капля в море таких же однотипных игр «для широкой аудитории».
Еще одна франшиза потеряла свою индивидуальность, погнавшись за популярностью. Даже когда на консолях нового поколения было совершенно нечего играть, никто не смог заставить себя взяться за новый Thief с его ужасным геймплеем.
Скучный сюжет и неудобный интерфейс также отпугнули игроков, и в итоге сиквел вышел одним из самых больших разочарований среди next-gen игр.
Сейчас это кажется невероятным, но в 2005 году у Perfect Dark Zero были замечательные рейтинги. На Metacritic у него было 81, и на первый взгляд могло показаться, что сделать перезапуска классического шутера для Xbox 360 – отличная идея. Но время его не пощадило.
Rare хотели, чтобы франшиза прижилась в современной игровой индустрии, но не смогли справиться с конкуренцией со стороны Halo и Call of Duty. Неудобное управление и неудачные попытки внедрить элементы стелса убили все хорошее, что было в Perfect Dark Zero. В новой игре был также онлайн-мультиплеер, который не соответствовал современным стандартам.
С тех пор франшиза совершенно перестала развиваться, и, если учесть, в каком состоянии сейчас находится Rare, не стоит ожидать от нее чего-то нового.
Что бы вы ни думали о Mass Effect 3, в нем хотя было какое-то неповторимое очарование. Да, возможно, это очарование было дурацким, но зато эта игра явно хотела донести какую-то мысль, пусть и не справилась с этой задачей.
Mass Effect: Andromeda не хотел ничего донести.
В попытке отправить франшизу в новом направлении Bioware дали игрокам более открытый мир с утомительным гриндом, однообразными квестами и системой боя, в которой постоянно приходилось полагаться на укрытия.
Andromeda была кошмарной игрой. Очевидно, что разработчики просто закинули в нее все свои идеи в надежде, что хотя бы одна из них сработает, вместо того чтобы целенаправленно создать что-то интересное. В итоге игра просто отнимает ваше время. Она лишена вдохновения и амбициозности, которые делали оригинальную трилогию такой запоминающейся.
Забудьте про смехотворную графику и анимацию. Проблемы Andromeda лежат далеко не на поверхности – они пропитали ее насквозь.
Assassin’s Creed: Unity вышел задолго до начала хиатуса Ubisoft и стал одной из главных причин, по которым компании пришлось сменить стратегию и перестать выпускать Assassin’s Creed ежегодно.
Сначала все невзлюбили Unity за бешеное количество багов, но позже оказалось, что на этом проблемы не заканчивались. Это была огромная пустая песочница, в которой было нечем заняться, с устаревшими анимациями и геймплеем и незапоминающимся сюжетом.
Даже без багов Unity стала последней каплей для поклонников франшизы.
Что еще хуже, Syndicate, следующая часть, выпущенная после всего этого бардака, вернулась к истокам и была действительно хорошей. Так что Unity плох не столько тем, что он был сам по себе плохой игрой, сколько тем, что он отпугнул фанатов от последующего по-настоящему крутого релиза.
Франшиза Silent Hill уже находилась в свободном падении после не то что бы ужасной, но крайне скучной четвертой части серии. Но это был лишь первый звоночек: сиквел Origins отправил одну из некогда лучших игр в жанре survival horror вниз по наклонной.
Origins, если быть точнее, был не сиквелом, а приквелом, и его создали не Team Silent, а другая команда разработчиков – и это видно.
Это нельзя назвать откровенным провалом, но новая игра больше походила на плохую копию предыдущих. Видимо, у создателей начали заканчиваться идеи, и они отчаянно пытались повторить успех оригинала.
Не помогло и то, что приквел разрабатывался по большей части для PSP, и ограничения консоли не позволили бы реализовать потенциал игры, если бы он был изначально. Origins стал знаком того, что издателю не хватало уверенности выпускать полноценные сиквелы к Silent Hill, и эта проблема до сих пор продолжает преследовать легендарную франшизу.
Возможно, мое мнение покажется странным, но я считаю, что Halo 4 был глотком свежего воздуха для ключевой франшизы Microsoft. Да, он не привнес ничего нового в геймплей, но зато сосредоточился на сюжете и стал отличным началом новой трилогии в отсутствие Bungie.
Но разработчики из 343 Studios не смогли сделать Halo 5 хорошим продолжением. В нем игроки столкнулись с самой необоснованно запутанной сюжетной линией, которую только можно было придумать. Кроме того, в трейлерах было показано совсем не то, что происходило в игре, что только усилило замешательство.
Неудачный мультиплеер с микротранзакциями тоже никому не понравился. Вообще, надо сказать, есть такое ощущение, что геймеры уже просто устали от Halo. Конечно, этой осенью мы должны получить больше информации о финале трилогии, но будет ли кто-нибудь заинтересован в том, чтобы пройти его – это уже совсем другой вопрос.
Еще одна франшиза, которая не смогла обрести признание широкой аудитории – Mafia. Первые две части были одними из самых недооцененных игр последнего поколения. Все восхищались прекрасным сюжетом и повествованием, но Mafia столкнулась с конкуренцией со стороны других песочниц, в частности Grand Theft Auto III и IV, из-за чего ей не удалось привлечь большого внимания.
Нередко игры критиковали за пустой открытый мир, и разработчики, видимо, восприняли эти замечания всерьез и решили наполнить Mafia III кучей дополнительного контента и побочными миссиями, сопутствующими главной сюжетной линии.
Но все это только отнимало время у игроков, так что неудивительно, что новую «Мафию» растерзали в клочья, когда она вышла в прошлом году.
Она походила на смесь из двух совершенно разных игр. Сюжет был, как всегда, на высоте, но открытый мир как будто создавался другой командой разработчиков, а катсцены и озвучка были куда менее качественными, чем раньше.
Сложно назвать игру с более 20 миллионами проданных копией провальной, но коммерческий успех Battlefront обратно пропорционален уровню фанатских симпатий.
Он вышел на войне хайпа по вселенной «Звездных войн» – в основном из-за того, что через несколько месяцев должна была состояться премьера нового фильма» – и тут же стало ясно, что первая попытка EA адаптировать космическую оперу была не более чем воплощением жажды наживы.
В игре не было ничего из того, что жаждали увидеть фанаты. Battlefront не смог стать хитом в долгосрочной перспективе.
Ни одиночной кампании, ни полноценного мультиплеера (в основном режиме было всего лишь четыре карты – настоящее преступление для многопользовательской игры) – создавалось впечатление, что EA выпустили свой незаконченный продукт в надежде, что игроки заплатят за все что угодно с названием Star Wars.
После Battlefront геймеры стали куда осторожнее относиться к предзаказам и покупкам в день релиза, так что, пускай он хорошо продался, не ждите, что с сиквелом будет то же самое.
Я предпочел бы никогда больше не говорить о Duke Nukem Forever, но я не смог устоять перед искушением поставить его на вершину топа игр, уничтоживших собственные франшизы. Duke Nukem Forever долгое время находился в стадии разработки, и когда он наконец вышел, то оказался таким же избитым, как игры и фильмы, которые он некогда успешно пародировал.
Устаревшая система боя, ужасная графика и еще более ужасные диалоги. Единственное, что удалось этой игре – убить предвкушение ностальгии в игроках, которые когда-то были фанатами первых оригинальных игр о Дюке Нюкеме.