Белгородцы, которых волнует экологическая ситуация в городе, создали своё сообщество в Telegram, где обсуждают насущные вопросы и решают, как донести их до чиновников. В сообществе люди разных профессий и возраста. Их объединяет идея сделать Белгород лучше и зеленее.
В активе группы логист Юлия Сергеева, парикмахер Виктория Анохина и репетитор Ульяна Давыдова. «Фонарь» пообщался с ними, чтобы выяснить, какие экологические проблемы в городе их тревожат и какие их решения они предлагают.
Основная боль — состояние деревьев и покос травы.
По мнению белгородок, так произошло в Центральном парке имени Ленина, на проспекте Богдана Хмельницкого, на улицах Садовой и Мичурина, при строительстве парка «Берега» и набережной на Левобережье.
«Только на 2021 год планировалось вырубить 1,5 тысячи аварийных или старых деревьев. Сколько было вырублено за эти годы? Неизвестно. Думается, гораздо больше. В нашем городе проще вырубить дерево, чем попробовать его сохранить... Дерево растёт до взрослого состояния 30-40 лет. Дождёмся ли мы, когда вырастут новые деревья?» — спрашивают экоактивисты.
Массовая вырубка больших деревьев нарушает экологию города. На улицах становится больше пыли, повышается уровень шума и загазованности. Как следствие, люди чаще болеют астмой, аллергией, кожными заболеваниями, онкологией.
Экоактивисты задают вопрос: кто занимается кронированием — профессионалы или «люди с улицы, которые ни за что не отвечают»? По наблюдению участников сообщества, после варварского кронирования в прошлом году, засохли берёзы на улицах Костюкова и Губкина, и на проспекте Ватутина.
«В районе остановки «5 Августа» на улице Щорса от тополей вдоль дороги с активным трафиком остались столбы высотой три метра», — пишут в обращении активисты и напоминают, что тополя высаживали как раз для защиты ближайших домов от автомобильных выхлопов и шума. И напоминают, что кронирование — это не обрезка под столб, а умеренная обрезка, которая помогает улучшает вид дерева и оздоровить растение.
По словам активистов, из новых деревьев приживается максимум 25-30 процентов, остальные погибают в первые несколько лет после высадки.
«Высаживают рябины, берёзы и хвойники, которые плохо приживаются в нашем климате. А тополя повсеместно вырубают, в связи с тем, что они пушат, но есть масса сортов, не пушащих. Тополь — лучший очиститель воздуха от выхлопных газов и пыли, и он незаслуженно выкинут из списка высаживаемых деревьев. Каштаны и липы болеют, а тополь не подвержен заболеваниям, его крона даёт тень и прохладу», — приводят пример экологические активисты.
Каждый год зелёный каркас Белгорода становится всё реже. В числе причин горожанки называют некачественный уход за саженцами, нарушение правил посадки и последующего удобрения, обрезки, лечения и полива, а также то, что при планировании коммуникаций никто не учитывает озеленение. В итоге даже на месте старых деревьев не всегда можно посадить новые.
«Деревья высаживают исключительно для отчёта: так можно высаживать деревья каждый год и тратить на это баснословные суммы. А будет ли результат, будут ли в городе зелёных и тенистые улицы и дворы — этот вопрос кого-то волнует?» — возмущаются экоактивисты.
— Каждый из нас занимается облагораживанием придомовой территории. Отсюда и возник вопрос: почему обычные люди делают, стараются, а чиновники на выделенные бюджетные средства, наоборот, активно уничтожает то хорошее, что было в городе? — поддерживает её Виктория Анохина.
На что активисты задают резонный вопрос: зачем? Зачем косить траву каждые полторы-две недели? Зачем косить её вне газонов, где растёт разнотравие, уничтожая естественную среду обитания насекомых? Зачем уничтожать, а затем вновь пересеивать газон, высаживая траву, которая не выдерживает климатических особенностей региона?
Они просят проверить финансовую обоснованность и целесообразность такой работы и дать ответ, соответствуют ли проводимые в городе работы по озеленению нормам, которые указаны в решении Белгородского городского Совета от 29.01.2019 N 64 (ред. от 18.02.2020) «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа „Город Белгород“» и Приказе Госстроя России от 15.12.1999 N 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», а также научным правилам по уходу за газонами.
Активистки считают, что газоны мало поливают и слишком часто косят, нарушая правила ухода.
— В апреле трава только появилась — её тут же стали косить триммерами, практически не оставляя необходимую высоту, чтобы трава отрастала. Из-за постоянных покосов под ноль трава высыхает, ведь при срезании стебля травинок на высоте менее 6-8 сантиметров растение засыхает и заново начинает расти только следующей весной. А там, где нет травы, ничего не препятствует образованию пыли из сухой земли. Из-за отсутствия травяной защиты ослабевает и корневая система деревьев. Отсюда мы наблюдаем случаи, когда во время грозы даже небольшие порывы ветра выворачивают деревья с корнем, — перечисляют активисты негативные звенья одной цепи.
Всё это следствие незнания, — считают активисты, поскольку траву косят не специально обученные люди, как того требует решение Белгородского городского Совета от 29.01.2019 N 64, а те, «кого наняли по объявлению и выдали триммеры». Кроме того, срезанную зелень положено обязательно убирать и вывозить в течение двух суток, но её убирают с большой задержкой или вообще не увозят.
Из-за уничтожения или сужения газонов гибнут и взрослые деревья. Часто они становятся жертвами замуровывания плиткой прикорневых квадратов. Так уже произошло на Гражданском проспекте, на улицах Князя Трубецкого, Белгородского полка, 50-летия Белгородской области и других.
«Программа „Городские луга“, так сильно разрекламированная, привела к уничтожению всех клумб с розами, которые цвели в течение всего лета. А „луга“ зарастают бурьяном, с которым не успевают бороться», — пишут экоактивисты.
Участники сообщества говорят, что хотели бы донести озвученные вопросы до городских властей, но их не слышит ни прошлое руководство города, ни нынешнее.
— Власти стали совершенно недоступны для обычных граждан. Ни письма «Почтой России», ни телефонные звонки в администрацию никаким образом не приближают встречу.
В соцсетях отвечают только когда им удобно, но даже эти редкие ответы похожи на стандартные отписки, — говорит Ульяна Давыдова и перечисляет, куда они обращались и откуда получили ответы без ответов. Официальные «ответы ни о чём» есть от Управления экологического и охотничьего надзора, комитета имущественных и земельных отношений, областного министерства природопользования и областного министерства строительства Белгородской области. Активисты написали даже в администрацию президента.
Начальник управления по работе с обращениями граждан и организаций администрации Белгорода Татьяна Ковалюк до сих пор ищет историю безуспешных обращений, которая длится третий год.
Неравнодушные к будущему города белгородки надеются, что, возможно, публикация на «Фонаре» поспособствует тому, чтобы чиновники мэрии услышали их и провели встречу. Они зовут присоединиться к их сообществу всех, кому не безразлично, в каком городе жить, по каким улицам ходить и каким воздухом дышать.