Российские либеральные издания дружно посыпают голову пеплом — в Замоскворецком суде Москвы прокуратура в ходе прений по делу арестованного за коррупцию министра и «младореформатора» Алексея Улюкаева попросила назначить соратнику Ельцина, Гайдара и Чубайса в качестве наказания 10 лет лишения свободы.
Помимо 10 лет колонии, прокурор Борис Непорожный потребовал оштрафовать Улюкаева на пятьсот миллионов рублей, запретить занимать должности на госслужбе и лишить звания заслуженного экономиста, госнаград, классного чина и ордена "За заслуги перед Отечеством".
По версии следствия, Улюкаев требовал у главы "Роснефти" Игоря Сечина взятку за выдачу заключения, которое позволило компании приобрести госпакет "Башнефти". Именно Сечин передал министру сумку с деньгами—под контролем оперативников ФСБ. Глава "Роснефти" считался ключевым свидетелем обвинения, однако в суд он так и не явился, сославшись на занятость. Как сообщает РИА «Новости», прокуратура посчитала вину Улюкаева полностью доказанной, однако попросила убрать пункт о вымогательстве взятки, оставив только ее получение. Обвинитель также высказался за то, чтобы главе "Роснефти" вернули два миллиона долларов, которые он передал Улюкаеву в сумке.
Тем временем защита экс-министра попросила суд оправдать своего клиента. По мнению адвоката Тимофея Гриднева, в полномочия Улюкаева не входило принятие решения по приватизации "Башнефти", поэтому он не мог повлиять на сделку.
Даже если суд и примет компромиссное решение—например, назначив Улюкаеву меньший срок, чем просило прокурор, или даже если обвинение будет переквалифицировано, очевидно, что экс-министр получит реальный срок.
И это, безусловно, важный сигнал всем нашим системным либералам.
Близкий друг Егора Гайдара (он выступал вместе с Гайдаром, Чубайсом, Кохом, Кудриным и т.п. деятелями еще на легендарных семинарах «Змеиная горка» в 1980-х), Алексей Улюкаев — это не просто очередной жулик из числа нашей прозападной элиты, а один из тех людей, благодаря которому и наступили 90-е.
В 1991 году Улюкаев – экономический советник председателя Правительства РФ. В 1993-м его назначают помощником первого вице-премьера Егора Гайдара. Именно Улюкаева называют среди главных разработчиков гайдаровской «шоковой терапии», которая в один миг сделала нищими миллионы россиян. Покинув кабинет вице-премьера, Гайдар уселся в кресло директора им же созданного Института экономики переходного периода (ИЭПП). Улюкаев с ним: в 1994–1996 и 1998–2000 годах он заместитель директора ИЭПП. В целом 1990-е – это годы, которые Улюкаев посвятил политической деятельности. В составе команды Гайдара он прокладывал либералам путь в органы представительской власти. В 1995 году возглавил московскую организацию партии «Демократический выбор России».
В 1999 году Улюкаев баллотировался в Госдуму по общефедеральному списку «Союза правых сил» (СПС). Одновременно его выдвинули по Чертановскому одномандатному избирательному округу. СПС даже удалось договориться с «Яблоком» о том, чтобы Улюкаев считался «единым кандидатом от демократических сил». В мае 2000 года Чубайс пригласил Улюкаева на пост первого заместителя министра финансов Алексея Кудрина в правительстве Михаила Касьянова. В министерстве он отвечал за финансирование силовых структур и курировал вопросы кредитно-денежной политики. В 2004-м, когда правительство возглавил Михаил Фрадков, Улюкаева перевели на должность первого заместителя председателя Центрального банка. Поскольку председатель правления Центробанка Сергей Игнатьев не любил появляться перед телекамерами, Алексей Улюкаев взялся объяснять населению политику ЦБ. В частности, в 2006 году он заявлял о готовности Центробанка сделать рубль конвертируемым. Весной 2013 года Улюкаев рассматривался в качестве кандидата на пост председателя правления Центробанка, однако в конечном итоге на эту должность президентом Владимиром Путиным была рекомендована Эльвира Набиуллина. А самого Улюкаева назначили министром экономического развития.
Дальнейшая его история известна.
Сказать, что вся наша «рукопожатная» общественность в шоке — не сказать ничего. Это ведь даже не Серебренников — это человек, который «хоронил проклятый совок», разгромил его промышленность ради «принятия в цивилизованный мир» и до последнего защищал «руку рынка». Если сегодня стало можно посадить Улюкаева, то почему завтра нельзя было бы посадить, например, Чубайса…
В общем, если Улюкаев получит свои 10 лет, то наша либеральная тусовка, как системная, так и несистемная, получит четкий сигнал — их время ушло.
Впрочем, это если получит. До сих пор им все сходило с рук, независимо от серьезности обвинений. Достаточно вспомнить дело «Оборонсервиса», по которому бывший министр обороны Анатолий Сердюков вообще не был привлечен, а его помощница Евгения Васильева хотя и получила 5 лет общего режима, но в него включили «домашний арест» в «честно ворованных» хоромах и условно-дословное освобождение. В итоге Васильева вышла уже 25 августа 2015, проведя в колонии «целых» 34 дня. Ждем приговора.