В отличие от "Авроры", "Коммуна" продолжает выполнять задачи, для которых она была создана, – это делает ее старейшим действующим военным кораблем в мире. В этом спасательном судне удивительно все: история появления, причины долговечности и дизайн.
Предложил ее один из лучших офицеров-подводников российского флота, капитан субмарины «Кефаль» Василий Меркушов. От коллег, принимавших закупленные в Германии подводные лодки, он знал, что немцы построили корабль «Вулкан», и имел примерные сведения о его конструкции.
Идею Меркушова посчитали здравой и в 1915 году российский «аналог» был достроен, введен в состав флота и окрещен «Волховъ». Свое нынешнее имя «Коммуна» он получил в 1922-м.
Его два корпуса соединяются в носовой и кормовой части, а в середине между ними зияет проем. Над ним возвышаются четыре крановые фермы: такая конструкция позволяет «Коммуне» вставать над затонувшим объектом и поднимать его без угрозы опрокидывания. В правом и левом корпусах находятся два дизельных двигателя. В экипаж корабля входит команда водолазов.
Вот как описывает подъем затонувшей подлодки Б-9 «Рабочий» Константин Золотовский, военный водолаз и писатель:
«И сразу заработали лебедки на "Коммуне", специальном судне для подъема лодок. Пришли в движение мощные гини. Многострунные тросы, продетые под днище "Девятки", вздрогнули и, натянувшись, медленно поползли вверх. Высокая многоэтажная "Коммуна" огрузла и глубоко вдавилась в воду.
– Вира сильней! — повторил боцман.
«Коммуна» задрожала и подпрыгнула. Это «Девятка» оторвалась от грунта.
Водолазы придвинулись к борту. Наконец под водой, отливая сталью, мелькнула большая сигарообразная тень. Еще не веря своим глазам, смотрели они сквозь воду на ржавую спину лодки, на погнутый конец перископа, на тросы — на все то, что они не раз освещали в глубине Балтики своими тусклыми лампочками. Дружное «ура» раскатилось по морскому простору и эхом отдалось в далеких берегах».
При постройке детали корпуса «Коммуны» подвергались воронению – сталь покрывается пленкой оксидов, защищающей ее от появления ржавчины.
Существует миф, что корабль был сделан из особой стали, рецепт которой знали только на российскому Путиловском заводе – «путиловской». Однако специалисты Госархива ВМФ не подтверждают ее: спасательное судно делалось из традиционной мартеновской стали.
Причем не только подводные лодки. «Коммуна» поднимала торпедные катера, самолеты и даже грузовики, ушедшие под лед во время работы «Дороги жизни» на Ладожском озере.
Сразу после принятия в строй «Коммуна» начала функционировать в качестве плавучей базы подводных лодок, заряжая их аккумуляторы, пополняя запасы, выполняя текущий ремонт.
А ее первой спасательной операцией стал подъем лодки АГ-15 «Единорог» в 1917 году.
Дальше больше: за годы Гражданской войны спасатель поднял 6 подводных лодок, работал в межвоенные годы, спасая севшие на мель суда и совершившие вынужденную посадку в открытом море гидросамолеты. В годы Великой Отечественной войны он вновь служил в качестве плавбазы подлодок типа «Малютка» — маленькие субмарины ее огромные краны могли даже поднять из воды для докования.
Наиболее интенсивно он использовался после Великой Отечественной войны, расчищая фарватеры от затопленных кораблей.
В 1950-1951 годах «Коммуна» прошла капремонт и модернизацию в Бельгии, затем уже в наши дни вторично была модернизирована, причем в ее состав был введен глубоководный исследовательский спасательный аппарат. Если изначально она могла поднимать объекты с глубины не более 55 м, то сейчас может проводить работы на глубине до 3 км.