Существование артиллерийских снарядов с ядерной начинкой – широко известный факт. Мало кто знает, что в реальности пушка выстрелила атомным зарядом один единственный раз в истории. Случилось это более 60 лет назад в атмосфере некоторой беззаботности, которой характеризовалось начало ядерной эры.
Итогом Манхэттенского проекта стали атомные бомбы двух конструкций – пушечного и имплозивного. В бомбе пушечной схемы сверхкритическая масса создавалась буквально выстрелом одного докритического блока урана в другой. В имплозивной схеме цепная реакция запускалась прецизионным взрывным обжатием плутониевого шара. В августе 1945-го американцы применили против Японии оба типа боеприпасов. На Хиросиму был сброшен пушечный Little Boy, на Нагасаки – имплозивный Fat Man.
Имплозивная схема изначально считалась более перспективной, хоть и была технологически сложнее. Собственно, в первом в истории ядерном испытании (операция «Тринити») использовался прототип Fat Man, или «Толстяка», как у нас его обычно называют. Пушечная бомба (Little Boy был сделан из самого настоящего артиллерийского ствола) отличалась сравнительной простотой конструкцией (говорят, ряд ее параметров до сих пор засекречен, дабы не соблазнять террористов) и при этом крайне неэффективным расходом ценных расщепляющихся материалов, иначе говоря, низким КПД.
Про пушечную схему вскоре забыли – бомб типа Little Boy произвели еще шесть штук, а вскоре их сняли с вооружения – однако произошло событие, которое оживило к ней интерес. 18 сентября 1947 года, после 40 лет существовании в составе сухопутных сил (Армия США, US Army) военно-воздушные силы (US Air Force) были выведены в отдельный вид. В эпоху, когда ракетная техника еще не получила развития и единственными носителями ядерного оружия являлись бомбардировщики, вышло так, что американская армия стала «безъядерной», что не понравилось ее командирам. Начиная с 1949 года началась разработка сухопутной артиллерийской системы, способной наносить тактические ядерные удары, и, соответственно, боеприпасов к ней.
Еще в годы Второй мировой на американцев произвело большое впечатление немецкое железнодорожное орудие K5 по прозвищу Schlanke Berta (Стройная Берта). Обладавшая калибром 280 мм гигантская пушка перевозилась на платформе, которая опиралась на две многоосные тележки (количество осей варьировалось от 4 до 6). Как бы в ответ в 1944 году США начали разрабатывать дальнобойное 240-мм орудие, а в 1949-м на основе именно этих разработок государственная компания Picatinny Arsenal, расположенная в штате Нью-Джерси, начала проектирование 280-мм пушки и ядерного боеприпаса к ней.
Орудие под кодовым названием T131 (позже M65) вошло в историю под прозвищем Atomic Annie. Откуда произошло это странное имя? Одна из гипотез возвращает нас ко Второй мировой. 22 января 1944 г. англо-американский десант высадился на Тирренское побережье Италии в районе городков Анцио и Неттуно. В ходе оборонительных боев немцы применили пару уже упомянутых K5 – и эти грозные и принесшие союзникам немало горя пушки получили в рядах американских солдат прозвище Anzio Annie (а солдаты любят называть все вокруг женскими именами, даже вражеские орудия). Память о том, как «Анюта» поливала их издалека тяжелыми снарядами, видимо, надолго осталась в сознании американских военных, так что и сверхмощную ядерную пушку они неофициально окрестили Atomic Annie.
Достаточно взглянуть на изображение американской атомной бомбы Fat Man или на первую советскую атомную бомбу РДС-1, являющуюся фактически клоном предыдущей, чтобы понять, что даже в Царь-Пушку такую конструкцию не засунуть. Поэтому при разработке боеприпаса для Atomic Annie от сферической имплозии пришлось отказаться и обратиться, как нетрудно догадаться, к той самой простой и малоэффективной пушечной схеме. Над снарядом работал инженер Picatinny Arsenal Роберт Шварц. Перед ним стояла задача не только уместить ядерную сборку в 280-мм снаряд, который создавался на базе 240-миллиметрового, но и добиться того, чтобы этот снаряд не разрушился еще в стволе от перегрузок. В частности требовалось, чтобы корпус боеприпаса был в 4000 раз прочнее корпуса атомной авиабомбы. К 1950 г. Шварцу удалось решить все проблемы, а результатом работ стал атомный снаряд W9 T-124 с тротиловым эквивалентом 15 кт. Он имел 1384 мм в длину и весил 365 кг.
В мае 1953 года на полигоне в штате Невада была произведена девятая серия испытаний ядерного оружия под кодовым названием Upshot-Knothole, в ходе которой было произведено 11 атмосферных взрывов, в том числе взрывов свободнопадающих бомб и зарядов, установленных на вышках. Гвоздем программы стало выступление Atomic Annie – ее выстрел получил кодовое имя GRABLE. При максимальной дальности стрельбы 20 миль, ядерный заряд был заброшен всего на 7 миль (примерно 11 км) и взорвался на высоте 160 м, что вызвало мощную ударную волну, переворачивавшую установленные на полигоне автомобили и ломавшую деревья. Видео сохранило кадры эффектного ядерного гриба, который появился после того, как на несколько мгновений пленка была засвечена вспышкой от взрыва. Работа пушки, которая, пожалуй, могла в одиночку уничтожить целую дивизию, произвела впечатление: она была принята на вооружение и произведена в количестве 20-ти штук.
Надо сказать, что и вся операция Upshot-Knothole произвела определенное впечатление на всю Америку. После серии атмосферных взрывов по окрестностям и по стране было разнесено немало подхваченной ветрами излучающей пыли. Радиоактивное облако долетело до штата Мэрилэнд на Восточном побережье США, а в столице – городе Вашингтон — выпал мощный град. Согласно исследованиям лаборатории ВМС США град содержал радиоактивные частицы.
Подобно своему далекому прототипу K5, опиравшемуся на две рельсовые тележки, атомная пушка в походном положении опиралась на два автомобильных тягача – на передний (M249 4x4) и на задний (M250 4x4). Оба были оборудованы двигателями мощностью по 375 л.с. и производились компанией Kenworth Motor Truck, известной своими седельными тягачами для фур. Для стрельбы пушка спускалась с машин на землю (на это уходило 12 минут). Для возвращения в походное положение требовалось чуть больше – 15 минут. В обоих тягачах сидело по водителю, а координацию действий они поддерживали с помощью переговорного устройства.
О дислоцировании атомных орудий имеются противоречивые сведения. Какое-то количество было отправлено на передовую Холодной войны в Германию. Были сведения и о дислокации их в послевоенной Южной Корее, а также на американской базе на Окинаве. Сохранились воспоминания о том, как тяжело было перевозить гигантский «тяни-толкай» с Atomic Annie по узким улочкам немецких городов. Бывали случаи, что из-за застрявшей пушки приходилось сносить целые дома. В отставку «Анюту» отправили только в 1963 г.
Надо сказать, что на этом развитие атомной артиллерии не закончилось. Уже в 1950-х появилась технология продольной имплозии (схема Swan), которая позволила и дальше миниатюризировать ядерные заряды, умещая их в снарядах калибра 155 мм.
Стоит упомянуть и советский ответ: во второй половине 1950-х в СССР были созданы опытные образцы 420 мм миномета 2Б1 «Ока» и 406 мм пушки 2A3 «Конденсатор-2П» — обе установки были рассчитаны на ядерные боеприпасы. Но все это уже другая история, а настоящий атомный выстрел прозвучал только один раз.