С 1980 года он руководит двухгодичной программой обучения клиническому траволечению. Но даже после многих лет и длинного списка достижений в своей области Уинстон говорит, что эта тема по-прежнему волнует его сердце.
«Я был просто в восторге от того, что могу пойти в лес, который всегда был для меня местом отдыха, и найти растения для лекарств или еды. Для меня это была самая чудесная вещь в мире, и было почти немыслимо, что все остальные не были так же очарованы этим, — говорит он. — Пятьдесят пять лет спустя я всё так же влюблён в травы и фитотерапию».
Увлечение Уинстона началось в бойскаутах, когда вожатый познакомил его отряд с овечьим щавелем, растением со стреловидными листьями и «восхитительным кислым вкусом». Этот опыт зажёг в нём огонь и заставил его собрать всю возможную информацию о травах. Он учился у различных народных целителей, стажировался у доктора традиционной китайской медицины и собирал все книги о лекарственных растениях, которые только мог найти.
В те времена, когда ещё не было интернета, доступ к знаниям о травах был ограничен.
«За исключением небольшого числа этнических или сельских общин, фитотерапия в Соединённых Штатах практически отсутствовала», — говорит Уинстон.
С древних времён каждая культура на планете признавала травы как основную форму медицины. Эти традиции сохранялись на протяжении тысяч лет и породили тексты, описывающие свойства лекарственных растений, которые используются и сегодня. Но в не столь далёком прошлом это ноу-хау стало забытой реликвией.
Большая часть раннего пути Уинстона была посвящена тому, чтобы заново открыть для себя эти утраченные знания. Во время поездки на поезде из Нью-Йорка в Вермонт в 1975 году он зашёл в магазин подержанных книг, где его внимание привлекли несколько больших старых книг в кожаных переплётах.
«Я был поражён, узнав, что в США были врачи, которые в основном практиковали фитотерапию с 1830 по 1940 гг., — сказал он. — Я обнаружил, что фитотерапия — это не просто то, что делали сотни лет назад. Фитотерапия была частью традиционной медицины в значительной степени вплоть до начала XX века. Люди забыли об этих вещах в спешке современной модернизации с идеей, что наука вылечит всё».
Несмотря на это, Уинстон не считает травы заменой современной медицине. Напротив, он рассматривает их как естественное дополнение.
«Я занимаюсь клинической практикой уже 48 лет, и реальность такова, что фитотерапия сильна именно там, где ортодоксальная медицина слаба. А там, где ортодоксальная медицина сильна, фитотерапия, как правило, наименее эффективна, — говорит он. — Бывают случаи, когда фитотерапия может быть лучшим подходом, бывают случаи, когда ортодоксальная медицина может быть лучшим подходом, а бывают случаи, когда оба этих подхода, используемые совместно, могут быть лучшим подходом».
С древних времён и до наших дней люди использовали травы для лечения всех видов заболеваний, от рака до простуды. Но когда растений так много, и за ними стоит такая богатая история применения, может показаться, что страшно браться за это.
Существует несколько способов классификации лекарственных трав, и эти системы классификации могут быть невероятно сложными. Изучение одной системы, например, традиционной китайской травяной медицины, может занять годы.
Но есть и более простые способы понимания трав, которые легко усвоить.
«Моя тётя Эдна говорила, что травы воздействуют на людей одним из трёх способов: как еда, лекарство, или яд», — говорит Уинстон.
К пищевым травам относятся растения, которые мы обычно считаем пищей, например, черника, чеснок или корица, но также к ним относится целый ряд растений, которые вряд ли окажут какое-либо негативное воздействие, например ягоды боярышника, мелисса и перечная мята. За исключением необычной реакции или аллергии, это самые безопасные травы для использования.
Пищевые травы мягкие и нежные, но они могут быть глубокими целителями. Например, имбирь уже тысячи лет используется для лечения тошноты. Ещё одно замечательное растение — подорожник, две наиболее распространённые разновидности которого — подорожник ланцетный (Plantago lanceolata) и подорожник обыкновенный (Plantago major).
«Если у вас есть газон и вы не используете гербициды, я почти гарантирую, что у вас есть подорожник», — говорит Уинстон.
Он предупреждает, что прежде чем употреблять растение в пищу или делать из него лекарство, нужно быть на 100% уверенным в его идентификации. Как только вы научитесь определять подорожник, он станет отличным средством для лечения ран и укусов насекомых. Уинстон обратился к подорожнику, когда его укусил муравей во время работы в саду прошлым летом.
«Я сразу же взял кусочек подорожника, разжевал его, приложил к муравьиному укусу, и в течение 15 минут вся боль, покраснение, отёк и жжение прошли», — сказал он.
Он также использовал его при укусах скорпионов и комаров.
Благодаря своей мягкой природе пищевые травы часто можно принимать ежедневно в разумных пределах.
«Вы же не съедите целую миску имбиря, — говорит Уинстон. — Когда мы говорим о пищевых травах, мы говорим о разумных дозах».
Далее следуют лекарственные травы, которые сильнее пищевых трав.
«Это то, что вы принимаете по определённой причине в течение определённого периода времени, — говорит Уинстон. — Чтобы использовать их безопасно, нужны более глубокие знания. К лекарственным травам относятся и чёрный кохош и желтокорень».
Травы — это природные средства, но некоторые из них могут быть опасными. Это яды. Хотя ядовитые травы в небольших дозах могут оказывать лечебный эффект на некоторых людей, их использование лучше доверить обученным специалистам, которые понимают их токсикологию и знают, как использовать их безопасно.
«Однако большинство ядовитых трав не продаются на рынке», — говорит Уинстон.
Многие травы имеют давнюю репутацию средства для лечения определённой проблемы. Однако найти лучшие травы для решения конкретной проблемы со здоровьем не так просто, как сопоставить растения с симптомами. В Центре изучения трав Дэвида Уинстона придерживаются следующей философии:
«Великие травники лечат людей, а не болезни».
Это потому, что стратегия простого устранения симптомов является ограниченным подходом.
«Это может быть нормально, если вы лечите бородавку, — говорит Уинстон. — Но если речь идёт о хроническом дегенеративном заболевании, то гораздо лучше рассматривать человека в целом, изучать патофизиологию, лежащую в основе того, что он испытывает, а затем создать протокол, который поможет вам справиться с этими проблемами».
Возьмём, к примеру, депрессию. Она может быть вызвана кардиологическими нарушениями, заболеваниями щитовидной железы, нейровоспалением, гормональными нарушениями или просто негативной ситуацией, в которой вы оказались в данный конкретный момент.
«Часто можно услышать, что люди говорят: „Зверобой — это трава от депрессии“. Я бы сказал, что это совсем не так, потому что травники признают 14 типов депрессии, а зверобой действительно полезен только при трёх из них, — говорит Уинстон. — Чем больше вы сможете рассмотреть человека, страдающего депрессией, и его основные проблемы, тем эффективнее будет ваше лечение».
Хорошее лечение травами начинается с акцента на основополагающих аспектах здоровья: здоровому питанию, достаточному количеству качественного сна, физическим упражнениям, снижению стресса и рассмотрению других аспектов образа жизни человека.
«Затем мы используем травы, — говорит Уинстон, — за их способность предотвращать болезни, а также повышать способность организма к самоисцелению».
Если вы новичок в использовании трав, сезон простуды и гриппа — отличное время, чтобы узнать, как они могут помочь вам.
Одна из стратегий — профилактический приём некоторых трав. Уинстон говорит, что приём иммунных амфотериков — трав, питающих иммунную систему, таких как грибы рейши, гриб кордицепс, американский и азиатский женьшень, ашвагандха, лимонник и астрагал, — может помочь питать и укреплять ваш иммунитет.
«Считайте, что эти травы стимулируют иммунную систему, поэтому, когда вы подвергаетесь воздействию вируса или бактерии, ваш организм реагирует на них более эффективно, — говорит он. — Это мягкие травы, которые можно принимать всю зиму».
Если вы считаете, что уже подверглись инфекции, потому что окружающие вас люди шмыгают носом и чихают, Уинстон рекомендует принимать стимулирующие иммунитет травы, такие как эхинацея или бузина.
«Бузина — отличное средство, которое я часто использую для детей, — говорит он. — Вы можете купить жевательные конфеты или таблетки с бузиной и цинком, и оба они обладают противовирусной активностью».
Если вы не против более сильного средства — скорее лекарства, чем пищевой травы, — обратите внимание на аюрведическую траву андрографис, также известную как «король горьких настоек». Уинстон говорит, что всегда принимает андрографис, когда летит на самолёте, потому что в самолёте обычно кто-нибудь из пассажиров кашляет или чихает.
Из-за сильного горького вкуса Уинстон рекомендует принимать андрографис не в виде чая, а в виде настойки — разновидности спиртового экстракта.
«Андрографис на вкус ужасен. Он очень горький, — говорит он. — Обычно я принимаю по пипетке перед тем, как сесть в самолёт, и ещё одну или две пипетки в самолёте, в зависимости от продолжительности полёта, и почти никогда не болею».
Наряду с приёмом трав Уинстон также подчёркивает необходимость простых профилактических мер, таких как сбалансированное питание и достаточный сон.
«Многие люди считают, что сон переоценивают, — говорит он. — Но качественный, достаточный сон необходим для здоровья на многих уровнях. Он также улучшает работу иммунной системы».