Известная притча повествует о маленьком мальчике, у которого был плохой характер. Отец дал мальчику мешочек с гвоздями и велел забивать гвоздь в забор на заднем дворе всякий раз, когда он почувствует злость или обиду.
Мальчик с готовностью принялся забивать, и вскоре забор был изрешечен гвоздями. В конце концов отец попросил его вытаскивать гвозди один за другим. Вытаскивая их, мальчик обратил внимание на оставшиеся дыры.
«Эти отверстия похожи на шрамы, оставленные твоей обидой, — сказал отец. — Гнев и обида могут уйти, но шрамы останутся».
Обида ставит клеймо на наши сердца — не только эмоционально, но и физически. К счастью, есть и лекарство, и профилактика.
В исследовании, проводившемся под руководством Роберта Энрайта, пионера в изучении прощения и профессора педагогической психологии в Университете Висконсин-Мэдисон, 17 мужчин, страдающих кардиологическими заболеваниями, наблюдались с целью измерения влияния обиды и прощения на их сердца.
Энрайт попросил их вспомнить прошлые несправедливости, которые они не простили. По мере того как они рассказывали свои истории, медицинские мониторы показывали, что артерии, несущие кровь к их сердцам, начали сужаться, уменьшая приток крови. Эта физическая реакция отражает метафорическое «закрытие», которое происходит, когда мы держим обиду.
Эти данные свидетельствуют о том, что уменьшение чувства обиды может защитить сердце, потенциально уменьшая боли в груди и даже внезапную смерть у кардиологических пациентов, сказал Энрайт в интервью The Epoch Times.
Даже у здоровых людей, склонных к гневу и враждебности — определяющим чертам обиды, — риск развития ишемической болезни сердца на 19% выше, согласно метаанализу, опубликованному в Journal of the American College of Cardiology. Для людей с уже существующими сердечными заболеваниями этот риск возрастает до 24%. Недавнее исследование 2024 года подтверждает эти данные, показывая, что длительный гнев приводит к дисфункции кровеносных сосудов.
Энрайт вспоминает историю женщины 80 лет, с которой он познакомился в хосписе. Она более 40 лет носила в себе обиду на члена семьи из-за неразрешённой несправедливости.
«Подумайте об этом, — сказал Энрайт. — Это никак не повлияет на вашего обидчика».
Вместо этого затянувшаяся горечь истощила её надежду и уменьшила её радость в последние годы жизни.
В отличие от вспышки гнева, которая вспыхивает и угасает, обида действует как медленный яд.
Когда с нами поступают несправедливо, мы инстинктивно поднимаем щиты негодования, полагая, что это защитит нас от дальнейшего вреда. В краткосрочной перспективе это может придать сил. Мы как будто говорим себе:
«Ты не можешь так со мной обращаться», — говорит Энрайт.
Но обида затягивается и становится тем, что он называет «нездоровым гостем в человеческом сердце».
Происхождение этого слова — от старофранцузского resentir, что означает «снова чувствовать» или заново переживать сильное чувство, — показывает одну из отличительных черт обиды: размышление.
Люди, испытывающие обиду, склонны постоянно думать о несправедливом событии. Философ Амели Рорти описывает обиду как:
«Питаясь прошлым, пережёвывая болезненные воспоминания об унижениях, оскорблениях и травмах, срыгивая их до тех пор, пока их горечь не приобретает пикантный вкус».
Руминация — постоянное прокручивание болезненных мыслей — вызывает хронический стресс. Этот стресс приводит к повышению уровня кортизола и адреналина, которые ослабляют иммунную систему, делая нас более восприимчивыми к болезням.
Обида также может привести к депрессии, усилению гнева, агрессивному поведению и суицидальным наклонностям.
«Поскольку обида — это застревающая эмоция, она становится магнитом для других обид, разрастаясь и жирея», — пишет Керри Хауэллс в своей книге «Распутывая вас». — Как я могу быть благодарным, когда я чувствую себя таким обиженным?»
«Лёжа по ночам без сна и перебирая в памяти текущую обиду, вы часто вспоминаете о других, не связанных с ней».
Доктор Энн Корсон, врач интегративной медицины, сочетающий физическое и эмоциональное исцеление, объясняет, что люди с глубоко укоренившейся обидой часто испытывают неудовлетворённость в различных аспектах своей жизни — работе, отношениях и даже собственном теле, что формирует негативную обратную связь, влияющую на их здоровье.
Со временем обида превращается в мировоззрение. Она убеждает нас воспринимать людей как противников, а мир — как в корне несправедливый. Иногда наша обида направлена не на человека, а на обстоятельства. Мы задаёмся вопросом, почему нам выпали те или иные трудности, и у нас может развиться глубокое чувство несправедливости по отношению к своей участи в жизни.
Это становится частью нашей сущности, и это сложно понять даже нам самим, говорит Энрайт.
Обида не ограничивается одним человеком: она может распространяться по семьям и сообществам. «Обида, как правило, передаётся по наследству, — утверждает Энрайт. — Она передаётся из поколения в поколение, если родители выражают её и служат примером для своих детей».
Как же выгнать этого нездорового гостя из наших сердец?
По словам Райана Блэкстока, профессора и клинического психолога, специализирующегося на лечении зависимостей, чтобы побороть обиду, её нужно сначала понять.
«Откуда она взялась? Что это была за ситуация? — сказал он в интервью The Epoch Times, — и, может быть, самое главное, какой цели она служит сейчас? Все обиды служат какой-то цели».
Энрайт предлагает четырёхфазный процесс прощения, позволяющий справиться с обидой: фаза раскрытия, фаза принятия решения, фаза работы и фаза обнаружения.
На этапе раскрытия мы стремимся понять свои чувства, признать причинённую обиду и осознать, как обида проникла в нашу жизнь.
Энрайт поделилась историей женщины, которая пережила глубокую обиду от своего отца. Она поняла, что затаённая обида влияет на все аспекты её жизни: мешает отношениям, подрывает самооценку и бросает тень на её будущее. Покончив с этими эмоциями, она начала понимать, как горечь держала её в своём плену.
На этапе принятия решения она сознательно решила простить — не для того, чтобы освободить отца от ответственности за его действия, а чтобы освободиться от оков горечи. Она поняла, что цепляние за гнев только продлевает её страдания.
Прощение — это «лекарство» от болезни обиды, считает Энрайт. Как противоположность обиде, прощение ассоциируется со снижением уровня холестерина — ключевого фактора, предсказывающего развитие ишемической болезни сердца. Кроме того, у людей, практикующих прощение, снижается кровяное давление и улучшается реакция сердца на стресс.
Помимо решения простить, на этапе работы необходимо изменить своё видение ситуации. Женщина начала изучать прошлое своего отца, выявляя его трудности и травмы. Понимание его трудностей не оправдывало его поступков, но смягчало границы её обиды. Вновь обретённая эмпатия позволила состраданию вырасти в её сердце, что позволило ей «избавиться от обиды», говорит Энрайт.
Наконец, на этапе открытия она начала находить смысл в своих страданиях. В знак милосердия она решила ухаживать за умирающим отцом, даже кормила его в последние дни жизни.
«Когда её отца не стало, она сказала: „Я очень благодарна за то, что сделала это, потому что, в конце концов, он мой отец; если бы я не простила его, в моём сердце были бы скорбь и ненависть. Теперь это просто скорбь“», — поделилась Энрайт.
По её словам, во многих подобных случаях «прощение может вернуть вам жизнь».
По словам Корсона, когда обида преодолена, разум, тело и дух начинают исцеляться.
Хотя прощение может исцелить обиду, благодарность — это долгосрочная профилактика. Как объясняет автор Хауэллс, исследователь благодарности, «благодарность и обида живут и дышат в отношениях в нашей жизни».
Мы часто зацикливаемся на том, что для благодарности нужны благоприятные условия, но Хауэллс говорит, что благодарность не зависит от идеальных обстоятельств.
Для тех областей нашей жизни, которые запятнаны обидой, Хауэллс предлагает сделать шаг назад и изменить перспективу.
«Если мы ослабим хватку обиды, то с большей вероятностью сможем найти благодарность в тех областях, которые раньше были нам недоступны», — сказала она в интервью The Epoch Times.
По словам Хауэллс, развивая благодарность в других областях нашей жизни, не затронутых обидой, мы можем воспитать в себе силу и стойкость для активного решения проблемы обиды.
«Представьте свою эмоциональную и психологическую энергию в виде круговой диаграммы, — говорит Блэксток. — В пироге есть только столько места».
По его словам, по мере того как количество обид растёт, места для всего остального становится всё меньше.
Культивирование благодарности может помешать обиде взять верх над положительными эмоциями в пироге.
«Благодарность обретает свою силу как действие, — говорит Хауэллс. Она советует превратить благодарность в ежедневную привычку. — Найдите всего одну-две вещи, за которые мы можем быть благодарны, и развивайте их в наших сердцах, часто привлекая к ним внимание, записывая их, говоря „спасибо“, и чувствуя их в наших сердцах».
Выбирайте наследие любви, а не обиды
«Если вы держите обиду, вы никогда не сможете выздороветь», — говорит Корсон.
Энрайт призывает людей задуматься о том, какое наследие они оставят после себя.
Она объясняет, что есть два варианта: вы можете передать по наследству свой гнев, потенциально создавая цикл негатива для будущих поколений, или вы можете оставить после себя дар любви, вселяя тепло и доброту в сердца своих близких.
Прощение — это не слабость, а сила. Это выбор, который способен исцелить не только душу, но и тело. Сделайте первый шаг сегодня, чтобы оставить наследие любви, а не обиды.