В течение последних двух месяцев примерно раз в два дня на почтовые ящики журналистов, кинотеатров, полиции и местных законодателей в основном из США и Тайваня приходили угрозы на китайском языке. Цель этих угроз — остановить показ фильма «Государственные органы».
Документальный фильм, который в 2025 году стал претендентом на премию «Оскар», рассказывает о том, как две семьи ищут своих пропавших близких на фоне жестокой государственной политики насильственного изъятия органов в Китае.
С октября «Государственные органы» демонстрировались в 15 городах Тайваня, а также на Манхэттене в Нью-Йорке, в Сан-Франциско и в Японии.
«Лучше подумай, прежде чем действовать», — говорилось в одном из электронных писем, отправленных в The Epoch Times.
Отправитель утверждал, что получил личную информацию сотрудников четырёх кинотеатров на Тайване. В кинотеатрах были запланированы показы фильма «Государственные органы», и они получили угрозы, что информация об их сотрудниках будет раскрыта, если показы состоятся.
По крайней мере, в двух электронных письмах были прикреплены изображения оружия и предупреждения о том, что в зрителей будут стрелять, если кинотеатры не отменят показ фильма. В ещё одном электронном письме, на этот раз адресованном репортёру, утверждалось, что в её штаб-квартире в Тайбэе заложена взрывчатка, которая взорвётся, если она не удалит репортаж о фильме.
В преддверии показа фильма 30 ноября в городском совете Тайбэя появилось ещё одно сообщение с угрозой нападения с ножом.
Все они, как оказалось, были пустыми угрозами. Бюро уголовных расследований Тайваня начало расследование угроз и усилило меры безопасности на мероприятиях. При осмотре не было обнаружено взрывчатых веществ или других угроз общественной безопасности. По словам полиции, эта схема характерна для кампаний по киберпреследованиям, исходящих из материкового Китая.
По мнению режиссёра Рэймонда Чжана, чьё имя было напрямую упомянуто в одном из писем с угрозами, некоторые элементы фильма разворачиваются в реальной жизни.
«Сокрытие фактов, угрозы и запугивание… именно так китайские власти обращались с семьями жертв, именно это происходит сейчас [в Соединённых Штатах]», — сказал он The Epoch Times.
Съёмочная группа фильма заявила, что планирует собрать все угрозы и передать их сотрудникам правоохранительных органов США.
Изъятие органов у живых людей — тема, которую правящая в Китае коммунистическая партия подвергает жёсткой цензуре, как и тесно связанную с ней тему преследования Фалуньгун.
Оба пропавших члена семьи, показанные в документальном фильме, практикуют Фалуньгун — практику духовного и физического самосовершенствования, основанную на принципах: Истина, Доброта, Терпение.
По оценкам, до 100 млн китайцев, или почти каждый двенадцатый житель страны, практиковали эту систему самосовершенствования до того, как компартия в 1999 году начала общенациональную кампанию по подавлению Фалуньгун.
За последние 25 лет люди, продолжающие самосовершенствование, подвергались в Китае произвольным арестам, долгим годам тюремного заключения и различным психологическим и физическим методам пыток.
Практикующие Фалуньгун, объявленные компартией врагами народа, не имеющими никаких прав, также являются основной мишенью поддерживаемой государством программы по насильственному извлечению органов.
По мнению медицинских экспертов, только наличие огромного «запаса» живых доноров органов позволяет китайским трансплантационным клиникам (они, как правило, находятся около тюрем) находить подходящий орган, в течение одной недели для зарубежных медицинских туристов.
«Этот вопрос задевает за живое Коммунистическую партию Китая, — сказал Чжан. — Она боится, что мир узнает об этом преступлении геноцида, и последние 25 лет делает всё возможное, чтобы скрыть его».
Есть явные свидетельства того, что Пекин, как в Китае, так и за рубежом, активно отслеживает и подвергает цензуре обсуждения и свободный поток информации о насильственном извлечении органов.
Выпуск «Государственных органов» прошёл непросто.
Итальянский кинопрокатчик, который изначально выразил заинтересованность в показе этого документального фильма итальянской аудитории в октябре 2023 года, на следующий день отказался от своих слов. Представитель выразил «глубочайшую признательность» за содержание и темп фильма, но признал, что работы о преследовании Фалуньгун «всегда отвергались итальянскими телеканалами».
Американский дистрибьютор был более прямолинеен, сказав своим сотрудникам в присутствии продюсера «Государственных органов», что участие в фильме, связанном с преследуемым в Китае Фалуньгун, затруднит их доступ на китайский рынок.
Препятствия и угрозы не обескуражили Чжана. И если травля и преследования что-то и дают, отметил он, то не то, чего хотел бы Пекин.
В Лос-Анджелесе акты запугивания и угрозы насилием объединили группу активистов, которые устроили протест на Аллее славы в Голливуде.
«Кроме компартии Китая, ни один другой режим в этом мире не будет заниматься убийством людей ради их органов», — сказал организатор в своей речи.
За несколько недель до этого в Мидлтауне, штат Нью-Йорк, местному кинотеатру пришлось добавить временные места для зрителей, а затем ещё один зал, чтобы вместить толпу желающих посмотреть фильм, рассказывает Чжан. По многочисленным просьбам ещё один показ в кинотеатре «Синема Виллидж» на Манхэттене, который должен был длиться неделю, продлили до двух недель.
На Тайване, где в этом сезоне была сосредоточена основная часть кампании травли фильма, билеты на сеансы были распроданы, и законодатели пришли поддержать фильм, подчеркнув, что их присутствие — это акт защиты свободы. Запланированный на ноябрь показ «Государственных органов» был продлён до декабря.
Комитет по иностранным делам и национальной обороне Тайваня счёл этот вопрос достаточно тревожным, чтобы провести по нему слушания, и спросил высших должностных лиц острова, как они планируют реагировать на попытки Пекина вмешаться.
Хотя вопрос о том, смотреть фильм или нет, остаётся на усмотрение каждого, это вопрос национальной безопасности, если Пекин может «лишить “Государственные органы” свободы проводить показы на Тайване», сказал Ван Тинъю, председатель комитета, в интервью The Epoch Times. Если они могут сделать это сегодня с одним фильмом, отметил он, то в будущем они будут делать то же самое, угрожая демократическим выборам и другим мероприятиям.
Чжан сказал, что не держит зла на людей, которые пытаются запугать его и общественность. Возможно, предполагает он, некоторые из них тоже действуют под давлением компартии или были слишком ослеплены её пропагандой. Он надеется, что они смогут найти способ посмотреть фильм и сами решить, как относиться к затронутым в нём проблемам.
Растущее международное внимание сосредоточено на необходимости рассмотреть многочисленные сообщения о преступлениях, связанных с насильственным извлечением органов в Китае.
Чжан сказал, что его фильм призван заставить людей задуматься и, будем надеяться, действовать.
«После Второй мировой войны люди говорили о геноциде: “Никогда больше”, — сказал он. — Но сейчас это происходит, и теперь у нас есть возможность изменить историю».