Так пишет о своём детстве журналистка Анжелика Рейс.
«Но каждый раз, когда наша мать слышала подобный разговор, она естественно и мягко могла сказать что-нибудь хорошее о человеке, на которого мы жаловались. Это была потрясающая стратегия, которая всегда работала, хотя нам она очень не нравилась, потому что она не соответствовала тому состоянию, в котором мы находились в то время. Мы просто хотели пожаловаться. Тем не менее такое поведение моей матери отпечаталось в моём сознании.
С годами я всё больше ценила это качество своей матери, пока не научилась по-настоящему его уважать. На мой взгляд, видеть хорошее в других — это правильно, даже когда другие люди относятся к нам плохо. С годами я поняла, что это в определённом смысле связано с милосердием и любовью. Любить других и не отвечать на оскорбления, как бы к тебе ни относились».
Рассказ Рейс соответствует важному направлению человеческого мышления, о котором в наши дни редко упоминают: важности видеть хорошее в других. Это не новое течение, а идея, высказанная ещё в древности в среде философов, писателей, психологов и известных людей.
Римский император и философ Марк Аврелий (121–180) утверждал, что, даже если вы найдёте в другом человеке что-то достойное упрёка, вам следует дважды подумать, прежде чем выносить о нём плохое суждение. Отправной точкой Аврелия, который был важным мыслителем школы стоиков, было — считать человека невиновным, если противное не доказано.
В своих произведениях он отразил общую идею о том, что когда мы встречаем человека, который нас не уважает или делает что-то плохое, мы должны помнить, что он может действовать по незнанию, из-за отсутствия проницательности или по причине слабости характера. Если нам удастся увидеть вещи с его точки зрения, мы сможем понять, что он действует исходя из неправильных представлений, а не со зла. Таким образом, мы сможем проявить к нему ту терпеливость, какую мы ожидаем по отношению к нам самим.
Аврелий особо упомянул случай, когда человек поступает дурно потому, что не в силах противостоять своим страстям:
«Против воли лишается истины всякая душа, как и умение правильно судить обо всём».
А позже он добавляет:
«Ибо всякий грешник есть заблудший, заблудившийся на своём пути».
Исходя из такого понимания, Аврелий определял роль «мудреца» как того, кто должен направлять и учить человека, согрешившего или совершившего вред, и таким образом спасти его от самого себя, поскольку сбившийся с пути грешник не освобождается от ответственности за грех. Мы должны говорить с ним из любви и сострадания, которые растопят его сердце:
«Что может сделать тебе даже самый наглый человек, если ты останешься с ним мягким и если, когда настанет случай, ты предупредишь его с приятностью, и в то же время, когда он держит зло на тебя, ты воспитываешь его и спокойно наставляешь его: „Не надо, сын мой! Мы созданы для других целей. Ты не причинишь мне вреда, но причинишь вред самому себе“, — пишет Аврелий и добавляет позже, — говорите с ним не с насмешками и упрёками, но с сердцем, полным любви и без всякой горечи».
Совет Аврелия напоминает урок любви и сострадания, который преподал французский писатель Виктор Гюго в своей знаменитой книге «Отверженные». Главный герой книги Жан Вальжан приговорён к году тюремного заключения за кражу буханки хлеба для своей овдовевшей сестры и её детей. Год превращается в двадцать лет, и он выходит из тюрьмы полный обиды и ненависти к человечеству и действительно становится мелким преступником. После того, как он украл серебро из дома священника и был пойман, священник увидел в Вальжане потенциал стать хорошим человеком и заявил, что он подарил ему столовое серебро.
Сострадание священника растопило сердце Вальжана, и он решил изменить свой образ жизни: на деньги, полученные от священника, он основал фабрику и стал богатым человеком, который много жертвует на благотворительность. В кульминации книги он спасает жизнь полицейскому, который продолжал видеть в нём преступника продолжая преследовать его.
Альберт Швейцер (1875–1965), врач, философ и музыкант, лауреат Нобелевской премии мира 1952 года, относился с состраданием, любовью и уважением к каждому человеку, встретившемуся на его пути. У него было глубокое чувство уважения и признательности к своей жизни и жизни любого другого человека:
«Это основной и абсолютный принцип этики», — писал он в автобиографии.
С этой точки зрения он видел своим этическим долгом защищать жизнь каждого человека и позволять каждому человеку развиваться и полностью реализовывать свой потенциал. Следуя этому пониманию, он решил в возрасте 30 лет посвятить свою жизнь «врачеванию человечества». В 1913 году он основал больницу в городе Ламбарене в Габоне (Африка), где лечил тысячи людей, в том числе больных проказой, малярией, дизентерией и другими болезнями. К каждому пациенту там относились с любовью и уважением, независимо от его экономического или социального статуса.
Философ и педагог Мартин Бубер (1878–1965) дал философское определение тому, что Швейцер умел описывать чувствами. Бубер считал, что отношения между людьми имеют первостепенное значение и являются основой правильного поведения в мире. В своей книге «Я — Ты» он описывает два типа отношений: Я-ОНО и Я-Ты отношения. Отношения Я-ОНО (моё внутреннее Я) — это функциональные отношения, в которых человек взаимодействует с другими людьми, неодушевлёнными предметами и всей реальностью в целом. Отношения Я-Ты — это отношения, в которых человек видит другого целиком, во всех аспектах его существа. Такие отношения — это настоящая межличностная связь, основанная на глубокой любви.
«Любовь — это моя ответственность перед тобой», — пишет он.
Способность любить людей, по мнению Бубера, происходит не от усилия или старания, а скорее, от внутреннего высвобождения каждой эмоции или мысли и полной и совершенной сосредоточенности на другом, и поистине подобна моменту благодати:
«Чувства — это то, что у меня „есть“, а любовь случается, — пишет он. — Ты будешь для меня случаем благодати — от безумия ты никогда её не обретёшь».
По мнению Бубера, такая любовь также требует мужества, поскольку предполагает глубокое самоотречение:
«Тот, кто может и осмеливается на самую смелую из всех смелостей: любить людей».
Психолог Авраам Маслоу (1908–1970), один из главных мыслителей направления «гуманистической психологии», также видел большое значение в том, чтобы видеть и развивать хорошее в других. Он сформулировал «пирамиду потребностей», которая есть у каждого человека, внизу которой находятся его самые основные потребности, такие как еда, а наверху — высшая потребность: духовное развитие, которое, по его мнению, нарушает границы самого себя и подключается к более широкому сознанию.
В связи с более широким сознанием, утверждал Маслоу, человек признаёт единство Вселенной и чувствует естественную связь со всеми человеческими существами. Вместо мыслей о себе, он испытывает самоотверженность, заботу и мысли о благе других.
Маслоу был страстным сторонником доброй природы человека. Несмотря на это, он указывал, что «хорошее», существующее в человеке, оно «слабое и деликатное и может быть легко побеждено вредными привычками и культурным давлением». Вот почему важно воспитывать и поощрять хорошие стороны человека. По мнению Маслоу, «добро» редко полностью исчезает из сердец людей.