Современная школа больше не работает — с этих слов начинается книга Александра Мурашева «Другая школа». Чтобы понять, для чего нужна современная школа, автор объездил самые необычные школы по всему миру и собрал советы талантливых педагогов.
Антон Алексашкин, методист школы программирования «Алгоритмика», рассказывает Edutainme о десяти важных мыслях, ради которых стоит прочитать всю книгу.
Смысл работы учителя — передать что-то важное детям
Не столь важно, что именно передать — знание предмета, любовь к нему, общечеловеческие ценности — но желание это сделать определяет учителя. Как только пропадает желание быть таким миссионером, пропадает искорка.
«Удивительно, как много учителей не выучили самый главный и самый простой урок: без желания передать что-то важное детям пропадает и весь смысл их работы. Хорошими учителями становятся по двум причинам. Либо в твоём детстве был человек, который вдохновил тебя так, что ты захотел стать похожим на него. Либо ты ненавидел школу и захотел стать учителем, которого у тебя никогда не было».
«Хорошими учителями становятся по двум причинам. Либо в твоём детстве был человек, который вдохновил тебя так, что ты захотел стать похожим на него. Либо ты ненавидел школу и захотел стать учителем, которого у тебя никогда не было»
Дети могут долго привыкать к свободе, но оно того стоит
Главный страх всех родителей и учителей: если дать детям свободу, они просто не будут учиться. Но в этот момент мы транслируем установку, что обучение — пытка. А мы-то хотим, чтобы дети любили учиться. Поэтому правильно все наши действия выводить из установки, что обучение — это классно.
Демократия в посещении занятий — один из основных принципов педагога Димы Зицера.
«Я часто признаюсь, что считаю выбор одним из самых главных навыков нашего времени, — говорит Зицер. — И если я по-честному хочу, чтобы на урок они приходили минимально осознанно, а не потому что им сказали „тащи сюда своё тело“. Один парень не ходил на занятия год. Что я делал? Ничего. Он сам в какой-то момент начал интересоваться, почему чуваки всё-таки ходят на математику. Пошёл сам — вроде ничего, не бьют. На английском сидят, киношку смотрят. И так тоже начал ходить»
Дети сами формулируют вопрос
В финской школе обучение основано на феномене, а не на проблеме. В начале обсуждения учитель не фиксирует никаких вопросов или проблем. Он просто задает тему, погружая детей в контекст. Дальше они могут просто описывать явление, могут спрашивать других и себя об отношении к явлению, а могут сами найти какую-то проблему и предложить решение.
«Вопросы ученикам не задаются — они должны придумать их сами. А учитель помогает им прийти к собственным заключениям. Для финской школы именно в этом основа всего образовательного процесса. Школьные коридоры и стенки классов увешаны рисунками и табличками с нашими запросами: кто мы?, как это устроено?, как происходят изменения?»
Школа должна идти против течения
Посыл школы Шалвы Амонашвили — готовить не к современной жизни, и даже не к миру через несколько десятков лет. А придумывать, какой мир мы хотим видеть, и этому учить детей.
«Личность без воли и смысла жизни не существует. У неё должна быть цель, устремлённость. Сейчас философия такая: школа должна приспосабливаться к жизни. Но гуманная педагогика скажет иначе. Дети, повзрослев, должны преобразовывать жизнь. Личность всегда идёт против актуальной потребности. И школа должна идти против течения. Если что-то плохо и в моих силах это исправить, я это сделаю. Без такого преобразования жизнь дальше не будет идти.»
«Дети, повзрослев, должны преобразовывать жизнь. Личность всегда идёт против актуальной потребности. И школа должна идти против течения»
Разным людям нужны разные школы
Это самый важный пункт из всех. Всё не так просто — люди разные, и разным людям нужны разные школы. Не может быть одной идеальной. Демократические школы должны существовать наряду с кадетскими училищами. Главная задача — помочь ребёнку понять себя и выбрать подходящий ему путь.
«Ничего бы не вышло из Гарри Поттера, если бы не Дурсли. Ничего не вышло бы из Джейн Эйр, если бы не тётя Эйр. Стив Джобс получился таким, потому что на него нажали. Да, он не окончил школу. Да, он был бунтарём. Но для этого нужно что-то, против чего бунтовать. А если вы будете ходить и обнимать деревья, то скульптура может не получиться. И, наверное, понять и вычислить это — всё равно, что понять природу человека», — говорит преподавательница английского Татьяна Краснова.
Люди разные, и разным людям нужны разные школы. Не может быть одной идеальной.
Учить без учителя?
Во всемирно известной школе программирования «42» нет ни одного учителя. В первую очередь, это — защита учеников от готовых решений, как их представляет учитель.
«Невозможно заставить учителя не учить. Это такой приятный процесс. Но с каждым объяснением ты помещаешь ученика в тюрьму из одного устаревшего решения проблемы»
«Невозможно заставить учителя не учить. Это такой приятный процесс. Но с каждым объяснением ты помещаешь ученика в тюрьму из одного устаревшего решения проблемы.»
Атмосфера складывается из мелочей
В датском колледже Orestad считают, что дети должны чувствовать себя как дома. Решение можно найти в изменении помещений:
«[Дети] не могут почувствовать себя как дома, потому что ходят по школе со своей одеждой. Сделайте везде вешалки. А ещё вам нужно больше мягкой мебели.»
А в французской школе La Source ученики рассказывают, что новенького. Это добавляет в уроки семейную атмосферу и заодно тренирует публичные выступления.
«Каждое утро в школьном расписании есть загадочный 15-минутный предмет под названием „Что новенького?“ Дети должны сначала поделиться между собой впечатлениями от предыдущего дня, затем они тянут жребий, и четыре человека перед классом рассказывают о том, что у них новенького. Новая игрушка, новая прочитанная книга — не важно. Важно преодолеть страх рассказывать о себе.»
Вместо классного руководителя — заметки о классе
В муниципальных школах Дании все учителя класса делятся друг с другом развернутыми отзывами о детях. Эта идея может пригодиться, когда у группы много замен.
«...[учитель] ведёт дневник, где делится впечатлениями от урока и конкретного ученика, передавая его другому учителю. Так каждый преподаватель знает, что происходило на предыдущем занятии. Все учителя знают, что происходит в классе, как вёл себя Питер и какое у него было настроение.»
Обучение — совместное переживание
Самое глубокое обучение происходит, когда учитель вместе с учеником разбираются в новой теме, и ребенок учится не конкретным знаниям, а методам их получения, которые он наблюдает у взрослого.
«Школа для меня — это ни в коем случае не сидение за партами, не изучение предмета», — говорит основатель цирковой школы Слава Полунин. — «Это возможность вместе во что-то вляпаться. Потому что должно быть приключение.»
«Школа — это возможность вместе во что-то вляпаться»
Дайте детям управлять своим временем
Интересная механика мотивации детей, подсказанная шведскими школами.
«Преподавательница одной из обычных шведских школ провела эксперимент: каждые дополнительно проведённые в школе пятнадцать минут ученики могли обменять на аналогичный по времени отгул в урочные часы. Как только школьники почувствовали возможность управлять собственным расписанием, у них мгновенно появилась мотивация. Настолько, что некоторые из них приходили на уроки к семи утра.»