В наше время Лобное место на Красной площади в Москве представляет собой крайне любопытный и значимый памятник архитектуры. Однако не все россияне в курсе, для чего оно было когда-то построено и какие легенды окружают это место.
Лобные места сооружали еще в Древнем Риме, Греции, Вавилоне. У каждого народа они назывались по-своему. Благодаря Библии до нас дошел один из вариантов названия, древнееврейский. Во времена жизни и страстей Иисуса Христа лобное место называлось «Голгофой».
Соответственным было и его назначение. На лобном месте казнили преступников. Располагалось оно всегда на возвышении или в центре города на главной площади, чтобы мучения осужденных были видны всем горожанам («дабы не повадно было!»). Удачное положение лобного места позволяло использовать его и для других нужд: оглашения императорских указов, законов, объявлений о новых налогах или поиске беглых преступников.
Московское Лобное место было сооружено приблизительно в XVI веке — точная дата не известна — для обращения царя к выборным чиновникам Земского Собора. Официально глава государства при этом направлял свою речь митрополиту Макарию (таков был порядок).
Первое время русская Голгофа использовалась исключительно для решения административных вопросов и проведения всевозможных христианских ритуалов. Например, на ней проходил обряд «Шествие на осляти» в день Вербного Воскресенья.
Свое исключительно мирное значение Лобное место утратило на рубеже XVI—XVII столетий. Этот период в русской истории известен как легендарное Смутное время. Непостоянство власти, регулярное появление лжецарей, народные бунты — все это накалило обстановку в стране и привело к серьезному кризису.
Последней каплей стал Стрелецкий бунт (1682). В мае того года мятежные стрельцы выволокли к Лобному месту трупы убитых аристократов. Столь чудовищное «освящение» положило начало длинной череде казней, которые с тех пор по какому-то жестокому обычаю стали регулярно производиться на Лобном.
Особенно этим отметилось время правления Петра I. В 1697 на Лобном месте были выставлены отрубленные головы заговорщиков, дерзнувших покуситься на жизнь царя. Через год там же казнили 30 стрельцов. Их головы тоже долгое время «украшали» русскую Голгофу.
Лобное в Москве перестало использоваться как место экзекуций в 1727 году. Тогда столица была перенесена в Санкт-Петербург, поэтому и все значимые события происходили в этом городе. Московское Лобное утратило свое значение.
Когда столицей вновь стала Москва, центр Красной площади стал использоваться для проведения православных обрядов и шествий. В XX веке на Лобном месте забурлила революционная жизнь: стали собираться митинги, выступать вожди революции.
После 1950-х годов Лобное превратилось в памятник архитектуры. Историческое место облагородили: поставили на нем фонтан со статуей колхозницы и рабочего. Позднее здесь произошло несколько политических инцидентов: покушение на Анастаса Микояна (1942), мирная антивоенная акция (1968) и пр.
Несмотря на то что большую часть времени Лобное место в Москве использовалось для мирных акций, народ запомнил именно связанные с ним кровавые события. Ужасные казни, которые здесь происходили, оставили глубокий след в душе россиян и обросли легендами.
Согласно одной, на Лобном месте казнили Степана Разина. На самом деле эту историческую личность четвертовали на Болотной площади. Однако казнь предводителя восстания была столь чудовищной (ему по частям рубили руки и ноги), а слава Лобного места так ей соответствовала, что это событие и место народная молва невольно связала воедино.
Также о Лобном рассказывали, что в языческие времена на нем приносили человеческие жертвы, а позднее сжигали трупы обезглавленных преступников и врагов Руси. В XX веке поговаривали, что крах Российской империи стал расплатой за чудовищные деяния, которые происходили на Красной площади раньше. Теперь, чтобы вернуть стране былое величие, Лобное место нужно сравнять с землей.
Еще одна легенда гласит, что под ним находится естественная расселина, ведущая в самые недра планеты. Это чуть ли не вход в Преисподнюю. Согласно другой версии этого мифа, в расселину пролилось столько потоков крови, что они напитали российскую землю и теперь определяют могущество и нерушимость страны.
Среди московских диггеров распространен миф, будто кровь казненных на Лобном преступников стекла по тайному желобу в бездонную пещеру. Теперь из нее слышатся стоны и вопли несчастных неприкаянных мучеников.